2017-4-21 17:15 |
Не успели Свидетели Иеговы пригрозить России ударом по имиджу на международном уровне, как за них заступился Евросоюз: в Брюсселе заявили о намерении продвигать свободу религий, на которую якобы покусился Верховный суд РФ.
Так почему деятельность центрального штаба СЕ оказалась под запретом в России? И почему это решение ВС стоит поддержать? Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в четверг Верховный суд признал «Свидетелей Иеговы», также известных как «Общество Сторожевой Башни», экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ. Этот процесс был инициирован Министерством юстиции в начале марта, при этом представители «СИ» пытались подать встречный иск о политических репрессиях в свой адрес, однако это ходатайство было отклонено. А организация, повторимся, ликвидирована.
«Свидетели Иеговы» появились в США в конце XIX века, их основателем стал Чарльз Тейз Рассел. В 1879 году, не удовлетворившись американским неопротестантизмом, он организовал «Кружок по изучению Библии». Впоследствии этот «кружок» превратился в религиозную транснациональную корпорацию: общины «СИ» на сегодняшний день есть в десятках стран, а количество адептов исчисляется миллионами человек. При этом центр данной корпорации по-прежнему располагается в США, конкретно в Бруклине.
В ряде российских сектоведческих справочников организация характеризуется как «тоталитарная секта антихристианской направленности, учение которой содержит наставления и имеет практику, способную нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам».
Такую характеристику «Свидетели Иеговы» получили ввиду конкретных аспектов своей деятельности и особенностей доктрины. Фактически адепты данной структуры самоизолируются от государства и общества в рамках учения «СИ» спастись могут только члены группы, тогда как всех остальных ждет ад на земле, который уже не за горами. За свою историю проповедники организации предсказывали наступление Апокалипсиса как минимум семь раз, но потом отказались от практики определения «точных дат», сменив формулировку на «в самое ближайшее время, через несколько лет».
Поскольку конец света уже скоро, а спасутся только «избранные», со всеми остальными нужно общаться в рамках необходимого минимума, даже если это родственники и близкие друзья, а в идеале вовлечь их в общину.
Следующий важный момент категорическое неприятие «свидетелями» государственной символики, праздников, службы в вооруженных силах. Это отрицание относится не только к России, а ко всем государствам, где существуют общины «СИ». По сути, у них свое собственное теократическое государство, в котором в роли верховной власти выступает ВИБР, «Верный и Благочестивый Раб», как называют руководящий совет из нескольких человек. Приказы ВИБР это не просто директивы, но божественные откровения, данные совету свыше, то есть они имеют сакральную и абсолютную силу.
Одной из наиболее опасных практик «СИ» с точки зрения социума является полный или частичный запрет на переливание крови. Сила этого запрета варьируется в зависимости от решений ВИБР. Учение культа в принципе отличается гибкостью и может периодически меняться. На сегодняшний день запрет установлен хоть и не абсолютный, но в довольно жесткой форме.
Именно эта практика стала поводом для Минюста подать на «СИ» в суд. «Проверка организации выявила, что ее деятельность нарушает закон «О противодействии экстремизму», в частности, вероучительная литература организации запрещает переливание крови больным членам организации по рекомендации врача», заявили в Минюсте.
Нужно понимать, что тотальный контроль за адептами, абсолютизация истинности доктрины и прочие психологические меры подавлении личности, которых в методиках «СИ» с избытком, периодически выливаются в преступления уголовного характера как в России, так и в других странах. Например, в 2012 году адепт организации зарезал ножом родного брата за то, что тот отказался вступать в общину «СИ». За десять лет до этого «свидетельница» из Грузии зарубила топором своего мужа, отказавшегося покидать православную церковь.
В Белоруссии в 2014 году в здании общины покончил с собой 16-летний подросток, которому, предположительно, «отказали в общении». Речь идет об изгнании из общины неугодного адепта и прекращение с ним всякой коммуникации. Для члена «СИ», который пробыл в рядах «свидетелей» уже несколько лет и у которого нарушены все социальные связи с внешним миром, «отказ в общении» тяжелейший стресс.
Что же касается запрета на переливание крови, в свое время колоссальный резонанс получил случай в Ханты-Мансийске: мать, будучи адептом «СИ», не позволила сделать переливание крови своему ребенку, после чего тот умер.
Это просто примеры. Их, разумеется, гораздо больше, но поверхностная подборка в данном случае достаточно иллюстрирует общую проблему. Однако стоит добавить, что бывшие члены, изгнанные или ушедшие из «СИ», неоднократно заявляли о случаях педофилии и вмешательстве «свидетелей» в их личную жизнь, об атмосфере паранойи и доносительства, царящих в рядах иеговистов от местных отделений до американского центра организации.
В России процесс закрытия центров «Свидетелей Иеговы» начат давно, но шел постепенно на региональном уровне. С 1996 по 2016 годы было закрыто восемь местных организаций «СИ» в Таганроге, Самаре, Краснодарском крае, Старом Осколе, Белгороде, Элисте, Орле и Биробиджане. Кроме того, 95 наименований литературы, изданной «Свидетелями Иеговы», находятся в российском списке экстремистских материалов. А в последние несколько месяцев «свидетели» регулярно нарушали «миссионерские поправки», являющиеся частью «пакета Яровой».
Понятно, что по факту нынешнего судебного решения «Свидетели Иеговы» никуда не исчезнут, а перейдут на нелегальное положение. «Вне закона» оказались как минимум несколько десятков тысяч человек по всей стране. А если верить статистике самих «СИ», то 150 тысяч.
Есть мнение, что такое «нелегальное положение» только добавит «свидетелям» популярности и сделает их «мучениками» в глазах общества. В то же время негативное отношение к «СИ» на бытовом уровне имеет место быть уже давно слишком уж навязчивы их миссионеры со своими поквартирными обходами и приставаниями на улицах. При этом постоянные предупреждения сектоведов через СМИ, что «свидетели», как и многие другие деструктивные культы, развернулись в России во всю мощь, кажется, возымели действие. Так что особых иллюзий по поводу «мученичества» «свидетелей» российское общество питать не должно: «свидетели» не роза, а Россия не Саудовская Аравия.
Необходимо также учитывать четкую централизацию власти в рядах «СИ». Сами адепты, в том числе в ходе судебного процесса, настаивали на самодостаточности региональных центров и общин, которые якобы не зависят от российской руководящей структуры («Вефиля»), расположенной в поселке Солнечное Ленинградской области. Но суть и практики «СЕ» говорят об обратном. И когда этот «Вефиль» по решению суда будет ликвидирован с конфискацией имущества в пользу государства, сеть общин «СИ» в России это дезориентирует как минимум на несколько месяцев. Просто потому, что американская центральная организация будет разрабатывать новые механизмы управления.
Но сами общины, как уже отмечалось выше, никуда не исчезнут. В конце концов, свидетели Иеговы на подпольном положении существовали даже в СССР их не могли искоренить куда более суровыми государственными методами. Однако они станут менее публичны, в том числе в плане вербовки новых адептов. «СИ» существуют во многом за счет постоянного привлечения новых людей. Без притока адептов общины стагнируют, их численность сокращается до минимума. Теперь на вопрос в домофон «Вы хотите поговорить о Боге?» можно обоснованно отвечать «А вы хотите поговорить с участковым?».
В глобальном смысле решение Верховного суда подрывает миссионерские, то есть вербовочные технологии «Общества Сторожевой Башни» не столько выводит «Свидетелей Иеговы» «за скобки», сколько ограждает общественное пространство от них и их доктрин. Примером того же рода служит запрет ИГИЛ на таких же основаниях экстремизм. Разумеется, сравнивать практики ИГИЛ и «СИ» можно только в пользу «СИ», это земля и небо. Но ИГИЛ занимает в рамках ислама примерно то же место, какое занимает «СЕ» в рамках христианства, это тоталитарная деструктивная секта, несущая опасность для общества в целом.
Уже известно, что «Свидетели Иеговы» планируют обжаловать приговор. В частности, они могут обратиться в ЕСПЧ, возможна и апелляция к коллегии из трех судей ВС, причем с непредсказуемыми результатами. Но важнейший прецедент создан уже сейчас это качественно новое отношение государства к тоталитарному сектантству. Термина «тоталитарная секта» в российских юридических словарях пока нет, но теперь этот термин как бы подразумевается, так что важный шаг в данном направлении сделан.
Теги:
экстремизм, Россия и Евросоюз, секты, Верховный суд, люди и религия
.Подробнее читайте на vz.ru ...