2021-12-16 14:17 |
Что произошло
Первый случай с избиением на улицах Ярославля произошел вечером 3 декабря. Водитель такси
Что произошло
Первый случай с избиением на улицах Ярославля произошел вечером 3 декабря. Водитель такси избил на дороге своих пассажиров — мужчину и женщину. По словам очевидцев, от них пахло алкоголем. Перед этим женщина якобы вышла из такси и стала пинать машину, что и разозлило водителя. Несмотря на жестокость кадров, которые появились в Сети, подписчики ярославских групп в соцсети «ВКонтакте» начали поддерживать таксиста. Вот несколько комментариев:
— Прав таксист. Он оказывает услугу, а если человек обращается за этой услугой, значит, он не может или не хочет в данный период времени сам себе ее оказать. Из этого следует: относись с уважением к тем людям, которые делают твою жизнь комфортнее. А быковать — пусть дома доказывают свою правоту.
— Молодец таксист. Современных неадекватных женщин только так теперь нужно приводить в чувство!
— Ударная техника у таксоида на высоте. Парочка, видимо, возомнила себя богами, ну а чел приземлил их. Молодец.
— Как себя ведешь, так тебя и повезут.
Спустя несколько дней после этого случая в центре Ярославля мужчина избил подростка. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как мальчик хотел выйти со двора, но калитка примерзла. Тогда он толкнул ее ногой. Сосед, который наблюдал за происходящим, подошел к ребенку, ударил его по голове, животу и корпусу. Мальчик оказался в больнице с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей лица и брюшной полости». Мужчина отказался комментировать ситуацию, а пользователи соцсетей встали на его сторону:
— Пацан так воспитан. Может, правильно получил, 14 лет — не такой уж и маленький. Если родители не воспитали, то кто-то же должен.
— Правильно мужик сделал, что дал леща, я бы еще и добавила.
— Ломать не строить. Может быть, научится двери руками открывать.
— Думаю, за дело получил. Но помягче надо было бы.
Случай с таксистом проверит УМВД. Помощник руководителя по взаимодействию со СМИ регионального управления Следственного комитета Ольга Варнакова рассказала «7х7», что следователи начали проверку случая с избиением подростка. Они проведут судебно-медицинскую экспертизу, чтобы установить вред здоровью мальчика и понять, по какой статье стоит возбуждать уголовное дело.
Почему люди поддерживают насилие
— Люди, вероятно, оправдывают насилие, потому что ставят себя на это же место и понимают, что поступили бы так же. В их картине мира насилие — норма и естественная реакция, — объяснила «7х7» кандидат психологических наук, автор книг по психологии, одна из основателей ресурса «Площадка. Место, где можно» Ирина Млодик.
По словам Млодик, комментаторы, одобряющие избиение людей, сами готовы оказаться на месте агрессора или пострадавшего. Им «непонятен и неприятен мир без насилия, потому что [в нем] требуется учитывать другого человека, договариваться, а для многих это сложно». Психолог напоминает: наша история наполнена насилием. Революция, Гражданская война, эпоха сталинизма отразились на представлениях человека о его правах, в частности праве на безопасность.
— Если мы не защищены от насилия, и на нас в любой момент могут напасть, и закон не встанет на нашу сторону, мы не чувствуем своего права ощущать себя достойным человеком.
Частые унижения в системах — от детского сада до школы и армии — формируют людей, готовых к унижению и способных унижать других, — утверждает Ирина Млодик.
Гештальтпсихолог Ольга Саковская размышляет о том, что в нашей культуре подзатыльники и шлепки не считаются насилием. От этого они не перестают быть таковым.
Саковская уверена: с большой вероятностью люди, которые оправдывают насилие, сами с ним сталкивались. Их реакция — это результат их собственной психологической травмы: если со мной так обращались, почему с другими нельзя поступать так же? Эксперт добавила, что многим нравится писать острые комментарии, потому что в реальной жизни человек не может выразить свои чувства.
Экзистенциальный психолог Вероника Хлебова согласна с коллегами: человек, который поддерживает насилие, травмирован, но далеко не каждый помнит свою травму. Она рассказала про сращение — процесс, в котором ребенок отказывается от себя как личности, потому что не ощущает безопасности.
Хлебова привела пример с молодой женщиной, которая обратилась к ней за помощью из-за шестилетней дочери, мол, девочка нагло себя ведет. На самом деле ребенок шести лет не в состоянии сделать что-либо «наглое», а значит, дело в маме: ей не нравится, когда дочь свободно проявляет себя.
Через два месяца терапии Вероника выяснила, что, когда женщина была ребенком, ее запугивал, угрожал выгнать из дома отец. В таких случаях, уточнила специалистка, дети полностью оправдывают поведение родителя и верят, что заслуживают подобного отношения.
По мнению Хлебовой, с подобными травмами нужно работать, иначе они так и будут передаваться из поколения в поколение:
— Люди, которые помнят о том, что с ними происходило, и идентифицируют воспоминания как насильственные, не встают на сторону насилия.
Те, кто оправдывает насилие, демонстрируют базовое чувство небезопасности, считает практикующий психолог, травматерапевт, EMDR-терапевт Ксения Чернявская.
— Я не верю, что люди, которые оправдывают агрессивное поведение, не несут в себе агрессию или не имеют ее в анамнезе, — добавила она.
Под агрессией в анамнезе специалистка понимает эмоциональное или физическое насилие в семье. Это может быть даже позиция свидетеля насилия: драк между родственниками и соседями, наказания в детском саду.
— Люди, которые пишут комментарии в поддержку агрессоров, проживают свой ад. Для них это способ объяснить себе, что если действуешь привычным образом — ты в безопасности, — говорит Чернявская.
Как снизить уровень одобрения насилия
Снижать уровень насилия можно только постепенно, считает Ксения Чернявская:
— Небольшие изменения — самые рабочие, они ведут к чему-то большему.
Тем, кто чувствует лояльность к агрессии, экспертка советует первым делом признать это в себе. А работать с агрессией можно по-разному: кричать в лесу или в подушку, заниматься активными видами спорта, честно разговаривать с партнером, обращаться за помощью к психологу.
Вероника Хлебова считает, что «встряхнуть человека может кризис». Например, если мужчина, который избил подростка, понесет наказание, для него это будет кризисный момент — иными словами, возможность пересмотреть личную позицию.
— Люди постоянно находятся в атмосфере, где насилие считается нормальным. Но если насилие называть насилием, объяснять, что это такое, указывать на него, люди будут «просыпаться» быстрее, — рассказала Вероника.
Ирина Млодик настаивает, чтобы насилие называли преступлением:
— Неважно, где оно совершается: дома, в школе, на улице. А раз преступление, то или мы живем в бесправном обществе, где законы не действуют, или мы пытаемся жить по законам. И в этой ситуации все должны решать правоохранительные органы, а не люди в комментариях. Хотя комментарии такого рода — печальное отражение настроений общества.
Ольга Саковская видит большую проблему в том, что «нигде не учат способам обращения с агрессией». Она говорит, что людям необходимы переговоры и медиация, просвещение внутри семьи, родительские клубы, психотерапия и традиция разговаривать друг с другом. Психолог поддерживает идею сформированной социальной позиции по поводу насилия и подчеркивает роль личной ответственности:
— Если один человек в семье, вместо того чтобы ударить другого, посмотрит в глаза и спросит, как дела, насилия будет меньше.
Тесты, контакты, ссылки
Разобраться в теме насилия, отыскать помощь или защитить близкого помогут рекомендации Ксении Гогиной. Она работает директором ярославской автономной некоммерческой организации «Центр помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, „Мария“».
1. Чтобы оценить свой уровень лояльности к насилию, стоит пройти тест. Можно узнать и уровень угрозы насилия в отношениях. Выбирайте либо общий тест, либо на лояльность к какому-либо определенному насилию, физическому например.
2. Тем, кто чувствует желание применить силу в тех или иных повторяющихся ситуациях, стоит обратиться к психологу. Специалист поможет найти корни такого поведения. Есть сервисы, где психолога подбирают онлайн, например сервис «Ясно».
3. Агрессия бывает здоровой, например, когда нужно защитить свои границы. Но если она возникает по любому поводу, это сигнал. Помогут активный спорт, разговор с психологом, снижение уровня стресса. Самое важное — отследить реакцию, а затем работать с ней.
4. В любых местах с иерархией (есть старшие, есть младшие или подчиненные) насилие может происходить «из лучших побуждений». Ребенок должен знать, что драки и избиение в детском саду неприемлемы, с ним нужно обсудить это. Важно говорить о насилии и называть вещи своими именами — это поможет легче распознавать элементы насилия в жизни.
5. Тем, кто столкнулся с насилием, стоит попросить о помощи. В Ярославской области работает центр помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, „Мария“. Существуют центры, где эксперты консультируют акторов насилия.
6. Чем больше люди знают о насилии, тем больше шансов, что будущее станет более спокойным. На сайте центра «Ты не одна» и на сайте Консорциума женских неправительственных объединений представлены книги, которые шире раскрывают проблему насилия.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...