2016-7-29 18:00 |
Одна из самых важных и тяжелых битв сирийской войны завершена. Теперь восточный Алеппо ждет зачистка, но сначала город должны покинуть люди, в том числе боевики, по тем или иным причинам не отнесенные к террористам на переговорах в Вене.
Как бы там ни было, по имиджу США нанесен сильный удар, однако добивать американских партнеров Россия не планирует. В пятницу в Алеппо начинается первый этап совместной сирийско-российской гуманитарной операции, в ходе которой открываются два специальных коридора для выхода мирных жителей из контролируемой джихадистами и окруженной правительственными войсками восточной трети города Алеппо.
КПП расположены по полукругу линии фронта в центральной части города, туда переместили множество автобусов, которые будут перевозить беженцев во временные лагеря, там же организована раздача питания и предметов первой необходимости. Уже сутки как правительственные вертолеты сбрасывают над восточным Алеппо гуманитарную помощь, а также листовки, в которых подробно описана процедура перехода в западную часть города и точные координаты КПП. Беженцев приходится кормить прямо там, на КПП, поскольку в «джихадистской» части города наблюдаются перебои со снабжением боевики «ан-Нусры» и прочих реквизируют продукты у мирного населения в свою пользу.
Третий КПП и коридор для выхода предназначен для тех боевиков, которые решат покинуть Алеппо с оружием в руках. По словам представителей российского Центра по примирению, он будет готов на днях. Его организация естественным образом требует больше времени и в принципе проблематична: боевики подчиняются разным структурам, и у них могут быть разные «пожелания» по поводу их дальнейшей передислокации. Кроме того, учитывая склонность джихадистов к прорывам с помощью смертников, коридор необходимо специально обезопасить. Не каждый бородач, приближающийся к КПП, имеет душевный порыв выйти из восточного Алеппо в сторону Идлиба. Некоторые прямо в рай попасть хотят, минуя досмотр и оформление временных документов.
Так или иначе, зачистка восточной трети Алеппо теперь неминуема. Битва за крупнейший город Сирии и вокруг него подошла к концу. Активные боевые действия в этом районе в минувшие сутки продолжались лишь в сельской местности на севере и северо-востоке и носили в основном идеологический характер, к примеру, были призваны продемонстрировать «непримиримость».
Главным действующим лицом нового наступления стала бригада палестинских добровольцев «Лиуа'а аль-Кудс», или Иерусалимская бригада, состоящая из палестинцев-суннитов, в основном жителей лагеря беженцев аль-Найраб. При поддержке частей правительственных войск она начала продвижение в восточную часть палестинского лагеря Хандарат квартал Шахер еще в среду и на первом этапе смогла войти в застройку, осадив несколько зданий, но к утру четверга отошла на прежние позиции. Новое наступление оказалось более успешным: в районе Палестинской мечети проправительственным силам удалось уничтожить крупную группировку джихадистов из числа организации «Нуриддин аз-Зенки», включая полевого командира, откликавшегося на кличку Абу Абдо Шарух.
Упорство, с которым Иерусалимская бригада прокладывает себе путь в центр лагеря Хандарат, тоже имеет идеологическое свойство. Палестинцы направляют свой удар исключительно на позиции группировки «Нуриддин аз-Зенки», боевики которой недавно обезглавили 11-летнего палестинского мальчика за «поддержку Асада» и выложили видео казни в интернет. Пощады джихадистам на этом направлении ждать не приходится, хотя «спикеры» данной группировки поспешили отмежеваться от зверского убийства ребенка, назвав его «единичной ошибкой».
«Нуриддин аз-Зенки» одна из тех организаций, которые долгое время пользовались поддержкой США через Военный операционный центр на территории Турции в рамках спецпрограммы ЦРУ. Впоследствии они несколько раз меняли союзников (похоже, ее духовному лидеру шейху Тауфику Шабахуддину все равно, кого разводить на деньги и оружие), пока наконец не прибились к «Фатах Халеб» сборной солянке местных группировок. Под давлением Иордании их все-таки включили в список террористических группировок в ноябре прошлого года, но США пока не определились в своем отношении к этим людоедам, а видео обезглавливания ребенка все еще «рассматривается» в Госдепе.
Правительственная армия в это же время переносит главный удар с самого Алеппо на расширение буферной зоны окружения. Ближайшей целью становится населенный пункт Кафр Хамра, открывающий путь в долину Анадан на северо-запад от Алеппо, за которой только турецкая граница, курды и провинция Идлиб. Такими образом, в Дамаске полагают, что окруженные в восточной трети города джихадисты уже не смогут предпринять действенные попытки прорыва их окружения наподобие тех, что они устроили в окруженном курдами и проамериканскими частями Манбидже. Там боевики ИГИЛ в результате быстрого наступления продвинулись на 10 километров и захватили шесть населенных пунктов, практически опрокинув Сирийские демократические силы новую коалицию. сколоченную США из местных антиасадовских группировок. Пентагон два месяца вооружал и экипировал этих людей, предполагая, видимо, создать из них новый аналог развалившейся Свободной сирийской армии. В некоторых случаях с передаваемой экипировки даже не успевали снимать американские нашивки, и теперь довольные игиловцы фотографируются в трофейных бронежилетах со звездно-полосатым флагом на груди.
Это очень печально не только с военной точки зрения, но и с политической. На общем международном фоне и в контексте президентских выборов США откровенно теряют лицо под Алеппо. Победа правительственных войск в практически самой важной битве этой войны однозначно возвращает Башара Асада в круг основных участников переговоров по дальнейшей судьбе Сирии. Не считаться с Дамаском и настаивать на инфернальном лозунге «Асад должен уйти», копируя милую доисторическую манеру поведения Марка Порция Катона Старшего в отношении Карфагена, теперь просто невозможно. А зачистка восточного Алеппо от джихадистов и вовсе поставит крест на всей политике США в регионе на шести годах труда администрации Барака Обамы, что косвенно ударит и по электоральным возможностям Хиллари Клинтон.
При этом создается впечатление, что никто не хочет загонять сверхдержаву в угол. Организация коридора для боевиков, которые пожелают покинуть Алеппо и уйти в сторону Идлиба, объективно работает на спасение имиджа США. Если бы наши американские партнеры не тянули кота за хвост, а еще осенью определились бы со списком террористических организаций, всего этого не потребовалось бы. Но подавляющее большинство группировок, входящих в «Фатах Халеб», бывшие «клиенты» американской военной помощи, включая и откровенных людоедов типа «Нуриддин аз-Зенки». Перевести всех этих бабуинов туда, где им и место в список группировок, подлежащих уничтожению, Вашингтону гордость не позволяет. Тогда придется то ли половину ЦРУ разгонять за профнепригодность, то ли публично признаваться в полной иррациональности всего, что американцы творили в Сирии последние шесть лет. Но даже в такой, казалось бы, патовой ситуации люди, принимающие в Вашингтоне решения, не могут избавиться от идеологических штампов и посмотреть на своих бывших союзников без розовых очков, через которые весь мир просматривается только в дихотомии вестминстерская демократия / культура высших обезьян.
Час день-два любой «воин джихада» или их организованная отара сможет сесть у железнодорожного вокзала в Алеппо в автобус с кондиционером и, демонстрируя всем телекамерам средний палец и автомат, отбыть в сторону северного фронта. При этом все знают, что ответственные за подобные эвакуации сирийские чиновники и сотрудники российского Центра по примирению держат слово несмотря на угрюмую реакцию сирийских военных (прецеденты уже были). В результате восточную часть Алеппо смогут покинуть как раз те самые группировки, которые ранее пользовались поддержкой США. Однозначно выход закрыт только для «ан-Нусры», которая уже из штанов выпрыгивает, чтобы перекраситься из черного цвета в любой оттенок серого (это не шутка, они даже флаг официально перекрасили).
Единственным внешним фактором, который может остановить или отсрочить зачистку восточного Алеппо, может стать пропагандистское раскручивание гуманитарной проблемы. Из публичной риторики американских чиновников, отвечающих как за Ближний Восток, так почему-то и за Россию (Селеста Уолландар, например), разом исчезли военные формулировки, а их место заняла забота о несчастных мирных жителях и беженцах всех мастей. При этом российские гуманитарные конвои, как и прежде, игнорируются, а численность жителей восточных районов Алеппо намеренно завышается. Предложение же российского министра обороны Сергея Шойгу всем гуманитарным организациям присоединиться к российским и сирийским мероприятиям до сих пор внятного отклика не получило. Правозащитные организации, видимо, ждут начала полноценной зачистки, когда под «зверства режима» можно будет подверстать что угодно, а то и попросту их придумать.
В такой обстановке российская сторона была просто вынуждена подключиться к событиям вокруг Алеппо более деятельно, чем прежде. Заявления Шойгу приобрели частично политический, а не только военный характер, так как перевод дискуссии в «гуманитарное» и пропагандистское русло требует соответствующей риторики.
В других районах Сирии правительственные войска также переходят в наступление, например под Дамаском, где в Восточной Гуте еще остались значительные силы джихадистов, отказавшихся сдаться или выйти по предоставленному им коридору. 105-я бригада Республиканской армии начала операцию по зачистке городков Хауш Насри и Хауш аль-Фарах, в которых окопались остатки террористической группировки «Джейш аль-Ислам», при этом отмечается, что правительственные войска начали операцию с массированной артиллерийской и ракетной подготовки, чего ранее в Восточной Гуте не было. Дело в том, что мирных жителей там практически не осталось, а дальнейшая фильтрация боевиков на джихадистов и «рукопожатных» уже невозможна.
Зачистка Восточной Гуты может стать прообразом аналогичной операции в восточном Алеппо. Проводить ее именно сейчас не было никакой военной необходимости. Скорее всего, это именно демонстрация того, что может быть. Первыми откликнулись союзники США Франция, которая устами министра иностранных дел выразила озабоченность гуманитарной обстановкой в Восточной Гуте и почему-то в Дераа.
На этом фоне почти никто не обратил внимания на прибытие на базу Хмеймим новейшего российского самолета-разведчика ТУ-214Р, предназначенного для ведения радиотехнической и оптико-электронной разведки. Бортовой номер RF-64514 уже использовался в Сирии с февраля по март этого года, но после двух недель работы был возвращен в Россию. А теперь понадобился опять.
Теги:
Россия и США, беженцы, война в Сирии, исламисты, ИГИЛ, военная аналитика, перемирие в Сирии, борьба с терроризмом
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...
Источник: vz.ru | Рейтинг новостей: 157 |