2016-10-28 14:44 |
На очередном заседании дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, куда президент Владимир Путин приезжает, чтобы обменяться мнениями с ведущими мировыми политологами, российский лидер постарался предстать «голубем» и осудил «вредную риторику» в адрес западных партнеров, а также бряцание ядерным оружием. Не запоздал ли президент России со сменой риторики?
Два года существовала неопределенность: как президент России Владимир Путин относится к дерзким импровизациям в отношении Запада, периодически звучащим на российском телевидении. На заключительной сессии 13-го заседания международного клуба В«ВалдайВ» выяснилось, что ему не по душе изобретенный телеведущим Дмитрием Киселевым пропагандистский штамп о том, что Россия превратит США в В«радиоактивный пепелВ». Бряцать ядерным оружием – В«самое последнее делоВ», заявил президент и заверил, что не поддерживает В«вредную риторикуВ».
Это был последний вопрос почти трехчасовой сессии вопросов-ответов, во время которой Путин охотно делился с экспертами клуба, отечественными и международными, своими взглядами на современное мироустройство, явно не желая завершать общение и распускать всех по домам. В частности он признался, что его порадовало недавнее почти синхронное появление его изображений на обложках ведущих западных изданий (на одной из них у него вместо зрачков нарисованы бомбардировщики – напоминание о бомбежках сирийского Алеппо), но поспешил развеять опасения по поводу российской военной угрозы – В«вымышленнойВ» и В«мифическойВ».
Однако фон, сопровождающий слова Путина, для западных стран до этого говорил о несколько иной картине происходящего. (И это помимо ситуации в восточном Алеппо, приближающейся к гуманитарной катастрофе.) Сначала всех взволновало то, что 15 октября в сопровождении группы кораблей Северного флота, в том числе атомного крейсера В«Петр ВеликийВ», из Баренцева моря в восточное Средиземноморье к берегам Сирии отправился единственный российский авианосец В«Адмирал КузнецовВ».
Уже 21 октября он демонстративно проходил через Ла-Манш – из труб то ли по причине проблем с двигателями, то ли для боевогоВ форсу валила шапка черного дыма, а экипаж судна всячески показывал воинскую самоуверенность. Дефицит официальной информации от Минобороны России заставил теряться в догадках об истинной миссии авианосца, коптящего небо у берегов стран НАТО. Распространилась версия о том, что В«Адмирал КузнецовВ» усилит российскую авиационную группу в Сирии и в рамках учений позволит отработать координацию авиаударов с воды (отработка взлетов и посадок началась еще у берегов Норвегии). Правда, с практической точки зрения российским Военно-космическим силам в Сирии авианосец не особенно нужен, поскольку у России там есть более удобные наземные авиабазы.
При этом вблизи Мальты и Шотландии, по сообщениям западных СМИ, у авианосца отказывали двигатели, и он чуть не налетел на скалы, а у берегов Шотландии он и вовсе встал на якорь, пережидая шторм, который не стал бы проблемой и для небольших судов, не говоря об авианосце. Смакование новостейВ о неполадках и несовершенстве В«Адмирала КузнецоваВ» выгляделоВ так, словно Запад усиленно искал признаки технологической отсталости в российском оружии и надежда на нее, а тем более ее бесспорные доказательства, снизили бы уровень страха в крови, не позволили ей стыть в жилах. И в радости, что Россия на самом деле В«дефективная сверхдержаваВ» и не представляет реальной угрозы, прочитывается одно – Запад, впечатленный алармизмом СМИ, похоже, находится на грани нервного срыва.
Вероятность истерики повысилиВ инженеры российскогоВ Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева, которые недавно опубликовали изображение новейшей межконтинентальной баллистической ядерной ракеты, предположительно самой мощной в мире – В«СарматВ». На Западе ее называют не иначе как В«Сатана 2В», и снова же силами старых перебежчиков пытаются разоблачить Россию, доказать, что миру явлена фальшивка и вряд ли она будет принята на вооружение раньше 2020 года, хотя российские военные обещают сделать это в 2018-м. Но и этот страх Запада вполне понятен – Советский Союз, а после Россия всегда превосходили Запад в ракетно-зенитном вооружении, проигрывая, к примеру, в технических возможностях воздушных машин (в том числе из-за кражи США секретов советской авиации в 1980-х).
До В«революции достоинстваВ» на Украине в 2014 году, присоединения Крыма и войны в Донбассе Запад смотрел на путинское государство как на мафию, клептократическую клику, контролирующую ядерное оружие, объемы которого в общем и целом не соответствуют ни экономическому, ни политическому весу России. Но сам факт надежного контроля имел седативный эффект после 1990-х, когда северные корейцы, иранцы, пакистанцы и представители Талибана рыскали по России, чтобы нелегально прикупить радиоактивных элементов для собственных бомб. Тогда в Вашингтоне и европейских столицах никто не мог себе представить открытый конфликт с самой В«мафиейВ», которую придется подвергнуть санкциям и международной изоляции, а феномен Путина обозначить отдельным словом В«путинизмВ». Когда же разлад произошел, в язык вернулось старое клише – холодная война, и ястребы с обеих сторон кинулись реанимировать НАТО и бряцать арсеналами оружия, оставшимися от эпохи гонки вооружений.
И хотя на Западе не оставляют попыток рассмотреть в профиле Путина главного ястреба России, сам он себя для экспертов клуба В«ВалдайВ» представил в качестве главного либерала, способного окоротить зарвавшихся нагнетателей в своем окружении. Кажется не случайным, что перед форумом в американском издании BloombergВ вышла статья, в которой анонимный чиновник рассказал любопытный инсайд: на одном из совещаний у президента обсуждались маневры российской авиации вокруг американских кораблей в Черном море. На замечание участника обсуждения о том, что американцы В«заслужили этоВ», Путин с недоумением взорвался: В«Вы что, с ума сошли?В»
В то время как западные издания рисуют российского лидера разжигателем конфликта между Россией и Западом, он заявляет, что поскольку он является В«действующим руководителем большой державыВ», он должен быть В«сдержанным, не проявлять в своих выражениях излишнюю агрессивностьВ». В«Я, собственно говоря, и не думаю, что это мой стильВ», – сказал Путин собравшимся на очередном съезде клуба В«ВалдайВ». Именно в образе миролюбивого правителя В«большой державыВ» президент России и критиковал антизападную риторику, впрочем, не удерживаясь от перманентной критики Запада.
Но одно дело риторика, другое – провокационные действия, которые стали следствием двух лет государственной пропаганды, лепившей из Запада цивилизационного врага. По мере ее просачивания в общественное мнение становится очевидным, что Путин теряет контроль над запущенной волной и уже едва притормаживает инерцию действия, заряженного В«вредной риторикойВ». Никогда не поздно сказать, что ты не поддерживаешь разглагольствования одиозного телеведущего о В«ядерном пеплеВ», но может быть уже поздно для того, чтобы контролировать характер мыслей отдельно взятого военного специалиста, несущего пост за радарами глубокой ночью.
Здесь уместно вспомнить известный эпизод, случившийся в 1983 году, когда из-за ошибки советской системы оповещения о ракетном нападении сотрудник космических войск СССР подполковник Станислав Петров, дежуривший на объекте Серпухов-15 под Москвой, якобы засек запуск американских ракет, но отказался верить своим глазам и выпускать советские боеголовки в ответ. Вполне возможно, что сомнение советского военного спасло тогда мир от гибели. Сегодня, когда правящая верхушка достаточно зарядила население России и российских военных на агрессию против врага, сомнений – пускать ядерные боеголовки в ответ или нет – может и не быть. И даже миролюбивый Путин с этим ничего не может поделать.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...