2017-2-16 16:01 |
Советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн врал о содержании своих контактов с российским послом и ушел с высокого поста, пробыв на нем меньше месяца. Почему его уход ставит под вопрос «большую сделку» Москвы и Вашингтона, подразумевающую снятие санкций с России?
Агент Кремля
В канун Нового года, 29В декабря, отставной генерал Майкл Флинн пять раз созванивался с послом Российской Федерации в США Сергеем Кисляком. Поводом послужил прощальный жест президента Барака Обама – в ответ на хакерский взлом серверов Демократической партии он выслал из страны 35 российских дипломатов и ввел санкции в отношении ФСБ и ГРУ. Министерство иностранных дел России сразу же анонсировало симметричный ответ, но президент Владимир Путин, выждав паузу, отказался от конфронтации и, напротив, пригласил детей американских дипломатов на новогоднюю елку в Кремль.
В последующем Флинн утверждал, что в конце 2015 года, когда он прилетел в Москву на юбилей телеканала Russia Today, в эфир которого его часто звали в качестве эксперта, он хоть и сидел за одним столом с российским президентом, но поговорить ему с ним не удалось. В июле 2016 года убежденный демократ, он поддержал кандидата в президенты от республиканцев Дональда Трампа и с тех пор формировал его взгляды относительно России. Как бывший военный, яростный противник исламистов, критик ядерной сделки администрации Обамы с Ираном и сторонник создания коалиции против В«Исламского государстваВ» (запрещено в РФ), он продвигал идею В«большой сделкиВ» – совместные военные действия с Москвой на Ближнем Востоке в обмен на частичное снятие санкций.
Звезда Флинна взлетела высоко – после инаугурации Трампа 20 января он получил должность советника по национальной безопасности, которую до него занимали такие видные архитекторы американской внешней политики, как Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский и Кондолиза Райс. Важно, что назначение не требовало согласования с Конгрессом, и Трампу не нужно было в очередной раз преодолевать его сопротивление. Но за три дня до 2017 года, как и до 20 января, Флинн был гражданским лицом и не мог вести переговоры от лица Соединенных Штатов с представителями других государств. Однако своему собеседнику, главе посольства России в США, он намекнул, что избранный президент Трамп отменит последние санкции Обамы. Таким образом, добродушие Путина задним числом получило простое объяснение, а Флинн в глазах американской общественности превратился в канал влияния на американского президента, которым он, вполне возможно, и был.
Другой вопрос, знал ли Флинн, что американская разведка прослушивает посольства иностранных государств и его откровенные разговоры, нарушающие В«акт ЛоганаВ» 1799 года, записываются и, скорее всего, будут использованы против него. Противники Трампа привели факт нарушения закона его советником в качества доказательства хаоса, царящего в администрации президента и некомпетентности его команды в целом. Если сотрудник Белого дома в силу незнания протокола не справляется со своими обязанностями, можно ли утверждать то же самое о Трампе?
В интервью газете Washington Post за несколько дней до сложения полномочий Флинн отрицал обсуждение темы санкций с российским послом, но после выражал неуверенность – состоялось большое количество переговоров с иностранцами и детали порой трудно вспомнить, оправдывался он. Как выяснилось, правду он скрывал и от вице-президента Майка Пенса, который устроил ему допрос с пристрастием и, получив, как он думал, честные ответы, публично защищал его версию.
Однако память вернулась к генералу 13 февраля, когда он под давлением прессы подал в отставку и признал, что предоставил В«неполную информациюВ» о телефонном разговоре с российским послом. Двадцать пятый советник по национальной безопасности проработал в должности рекордно короткий срок – с 20 января по 13 февраля и ушел из-за расследований New York Times и Washington Post, за которыми, с большой степенью вероятности, стояли спецслужбы – ФБР и ЦРУ.
Большая сделка под вопросом
И пресса и спецслужбы стали объектами для резких выпадов Трампа. С первых же дней президентства он предпочел конфронтационный стиль взаимодействияВ с важными государственными институтами и теперь пожимает плоды своего сознательного выбора.
Со страниц авторитетных изданий американский истеблишмент давно закладывает простую мысль, что эксцентричный миллиардер мог победить на выборах нечестным образом – благодаря вмешательству в избирательный процесс российских хакеров, которые взломали серверы Национального комитета демпартии.
Оскорбленный сомнениями в легитимности своего избрания Трамп уже отказался общаться с ведущими СМИ. А после публикации доклада британского разведчика Кристофера Стила о наличии у Кремля обширного компромата на хозяина Белого дома, которым он манипулирует, Трамп охладел к американскому разведсообществу. В частности он свернул практику ежедневных брифингов, поручил информировать его раз в неделю, причем отчеты составлять на одной странице и не более чем из девяти пунктов. Но доверие было подорвано с обеих сторон: ФБР и ЦРУ во избежание утечек стали скрывать информацию от сотрудников Белого дома, в котором окопались В«свои людиВ» Кремля.
У одного из них – Майкла Флинна – долго В«заметать следыВ» не получилось и его довольно быстро поймали на преднамеренной лжи (в том числе и потому, что он не поладил с директором ЦРУ Майклом Помпео). Исполняющая обязанности Генпрокурора Салли Йейтс, впоследствии уволенная Трампом из-за разногласий по закону о мигрантах, предупреждала Белый дом, что из-за неосторожности Флинна Москва может шантажировать его раскрытием скандальной информации. Но журналисты копают глубже и, зацепившись за неосмотрительность одного члена президентской команды, пытаются найти основу для отставки самого Трампа. Так, например, New York Times утверждает, что представители его избирательного штаба контактировали с российской разведкой и ссылаются, опять же, на записи телефонных разговоров. Конспирологический сюжет о сговоре Трампа с Кремлем, в последнее время возникающий в различных вариантах, по идее должен открыть дорогу к его импичменту. Этим и объясняется одержимость В«четвертой властиВ», которая ведет поиски В«российских агентовВ» в администрации президента.
Между тем в Москве вашингтонские страсти воспринимаются как русофобская паранойя и продолжение внутриполитической борьбы. Однако дело не только в желании поскорее поладить с главным геополитическим противником, но, похоже, и в искреннем непонимании формальностей американской политической культуры: Флинн ведь знал, что скоро станет советником и уже готовил рабочие контакты, в чем проблема с его фальстартом?В Более того, сВ точки зрения российской практики несоответствие публичных заявлений и келейных договоренностей не является преступлением, но представляет самую суть политики, полную недомолвок и умолчаний. В этом смысле конечные цели тайного сговора для российской власти важнее чистоты процедуры, а сам тайный сговор мало чем отличается от договоренности.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель как-то сказала, из-за чего она резко поменяла отношение к российскому коллеге и ограничила общение с ним. По ее словам, он сказал ей неправду, заявивВ в феврале 2015 года, что российских военных в Донбассе нет. Однако, как нам напоминает история Майкла Флинна, западные демократии не прощает политикам лжи. В России же верят – иногда она может быть во благо, но никакого блага от нее никогда не было. И поиски лживого агента Кремля американским обществом в конце концов должны привести, конечно, к Трампу. Спецслужбы тщательно проверяют российский компромат на 45-го президента США, и некоторые его факты уже удалось подтвердить, а в другие его противники верят и без каких-либо подтверждений. Так что В«большая сделкаВ» России и США, а вместе с ней и снятие санкций все больше попадают под вопрос, и скоро мы можем увидеть, как восторжествует версия о лукавом президенте, которая уже набирает обороты: Трамп избавляется от пророссийских советников, чтобы развязать себе руки и проводить жесткую политику в отношении Москвы.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...