2017-1-13 14:31 |
Министерство здравоохранения и социального развития России представило новую «антитабачную концепцию» на 2017-2022 годы – проект документа, который еще предстоит согласовать с 18 ведомствами, в том числе c Минфином, Минэкономразвития и МВД. Заложенные в нем идеи поставили вопрос: зачем в дополнение к экономическим мерам, ограничивающим потребление табака, применять еще и необычные запреты?
Пугать и отвлекать
Умышленно или по чистой случайности, копия рассматриваемой концепции утекла в СМИ и произвела эффект разорвавшейся бомбы. В заголовки попало наиболее радикальное предложение – запретить продажу табачных изделий гражданам, родившимся после 2015 года не только до 18 лет, что само собой разумеется, но и по достижению совершеннолетия. То, что возможный запрет вступит в силу в далеком 2033 году, когда не будет ни текущего правительства, ни нынешней власти – лишь деталь, не меняющая сути.
Впрочем, и другая инициатива дошла до широких масс в качестве В«плохой новостиВ»: правительство предоставит работодателям право увеличить рабочий день для курящих сотрудников. То есть государство влезет в сугубо договорные отношения, не требующие вмешательства со стороны, и выдаст кнут для наемной рабочей силы. Если и этого покажется мало, то вот что было запрятано глубоко в текстах новостных сообщений: любой человек сможет потребовать у курящего прохожего немедленно потушить сигарету. Приведет ли это к вспышке уличного насилия, в Минздраве не уточнили.
Но министерство справилось со своей задачей – внимание было отвлечено на радикальные идеи, и об очередном повышении акцизов, тоже, кстати, прописанном в документе, никто всерьез не заговорил. Тем временем Минфин уже подсчитал будущие доходы: от роста акцизов на 10% в 2017 году и на 27% до 2020 года бюджет получит 35 млрд руб. в этом году, 82 млрд в 2018 и 126 млрд в 2019-м.
Плюсы подобной информационной стратегии очевидны: пока общество обсуждает скандальную часть концепции, правительство повышает акцизы, налоги на табачные компании, вводит для них экологический сбор, ужесточает правила оформления упаковок и мест продажи вредоносной продукции (табачные щитки на кассах предложено сделать болотного цвета). Предполагается, что курильщики после радикальных угроз будут в глубине души испытывать чувство облегчения, что им вообще разрешили потакать пагубной привычке.
Наказывать и собирать
При этом в экономическом плане российские власти действуют довольно умеренно и мягко: Всемирная организация здравоохранения еще десять лет назад рекомендовала ввести акциз, равный 70% от стоимости пачки сигарет, в России же сейчас он составляет 40%. Поэтому его увеличение продолжится, и оно не вполне вписывается в программу В«раскулачиванияВ» населения, как это происходит, к примеру, в области ЖКХ, государственных услуг или с городским транспортом – здесь необходимо быть в общемировом тренде.
Однако противоречивые меры Минздрава производят впечатление до боли знакомого подхода: это картина того, что бывает, когда отсутствует публичное обсуждение – как с профессиональным сообществом, так и с широкой общественностью. Чиновники напоминают Госдуму шестого созыва, которую в народе прозвали В«взбесившийся принтерВ» – за безумное количество безумных законов. О степени адекватности чиновников также можно судить по их концепциям, порой не учитывающим ни положения Конституции, ни гражданские права. Минздрав предлагает воздействовать на граждан не через мировоззрение, а насильно, с помощью ограничительных и репрессивных мер.
Тем же, кто радуется ужесточению порядков, следует напомнить бородатый анекдот, в котором глава семейства перед смертью призывал беречь евреев. В«Почему?В» – спрашивают его родственники. В«С ними разберутся – за вами придутВ». Сегодня Минздрав подталкивает к тому, чтобы стигматизировать курильщиков, завтра можно будет В«оторватьсяВ» на ком угодно и по какому угодно поводу. И остановиться будет уже невозможно: у скатывания к тоталитарному обществу отсутствуют механизмы торможения.
Еще одна возможная задача резонансной концепции – отвлечь внимание от провалов самого Минздрава в области здравоохранения и перенести груз ответственности за плохое самочувствие нации с правительства на население: это не мы сокращаем объем бесплатной медицинской помощи, а вы много курите и вообще нездорово живете. В министерстве тешат себя статистикой: с 2009 года по 2016 год доля курящих среди взрослого населения страны уменьшилась с 39% до 33%, а к 2022 году она должна составить 25%. Сейчас Россия потребляет в два раза больше табака, нежели страны Евросоюза, и в 2,5 раза больше, чем США. При этом ежегодно от болезней, связанных с курением или вызванных им, умирают 300-400 тыс. человек. Иначе говоря, 10% смертей происходят по причине курения. Таким образом, российская экономика недобирает порядка 2% ВВП ежегодно.
Внутренние противоречия
Однако повышение акцизов до уровня развитых стран в российских реалиях становится палкой о двух концах: вместе с удорожанием сигарет растет доля контрафактной продукции, более того, потребители переходят на альтернативы – электронные сигареты, курительные смеси и самосад. Что может быть гораздо опаснее, поскольку альтернативы зачастую плохо поддаются регулированию и контролю со стороны государства, иногда они долгое время и вовсе не вводятся в правовое поле и требуется очередная трагедия с большим количеством жертв, чтобы правительство ввело регламент.
Видимо, поэтому Минздрав разработал комбинацию из экономических и репрессивных мер. Но в ней есть одно внутреннее противоречие: если государство неплохо зарабатывает на акцизах (достижение европейских уровней может принести в бюджет в сегодняшних ценах до 900 млрд руб.!), зачем бить себя по рукам и запрещать продажи отдельной категории граждан? Это логика Минфина, тогда как логика Минздрава в том, что если где-то убыло, в другом месте должно прибыть: снизятся расходы на здравоохранение и потери трудоспособного населения.
У скандальных инициатив есть большие шансы пройти и оформиться в виде законов – говорят, они нравятся премьеру Дмитрию Медведеву, который в 2012 году горячо поддерживал запрет на курение в общественных местах и на транспорте. Но известно, как в России работают законы: курильщики и сегодня не ограничивают себя в желании покурить у вокзалов, на остановках, у метро и в прочих общественных местах. Какого эффекта добились реализацией концепции 2010-2015 годов, кроме снижения доли потребителей, тоже неизвестно.
В России принять закон довольно легко – никаких серьезных сдержек и противовесов в виде общественного мнения для законодателей и чиновников нет, но вот обеспечить его исполнение – в российской реальности задача практически невыполнимая. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать, что Россия станет первой страной, где запретят продажу табачных изделий лицам, рожденным после определенного года, но курить от этого они не перестанут.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...