2015-8-23 22:02 |
Иран объявил, что на следующей неделе приобретёт у России ракетные комплексы С-300. Комментарий эксперта-ираниста Карине Геворгян. Эта сделка не нарушает никаких санкционных резолюций ООН, однако Госдепартамент США в ярости, так как российские противовоздушные системы не позволят американской и израильской авиации незаметно проникнуть в воздушное пространство Ирана.
О том, во что может вылиться эскалация конфликта на Ближнем Востоке беседуем с редактором отдела «Политика» журнала «Восток», иранистом и политологом Карине Геворгян.
- Представитель госдепа Джон Кирби заявил: «Мы должны знать подробности этой конкретной сделки о передаче оружия, чтобы понять, должны ли мы применить какой-либо из наших собственных санкционных механизмов»… Карине Александровна, Так чего опасаются Штаты и насколько обоснованы эти опасения?
- Здесь есть несколько планов. С одной стороны это репутационные потери потому, что ранее США сумели надавить на руководство России (в эпоху президентства Дмитрия Медведева) и эти комплексы не были поставлены. С другой стороны США сами рассчитывали продавать вооружение Ирану. Но он хочет полностью перейти на российскую систему вооружения, что исключает создание гибридных вооружений. То есть, закупок у США. Ну и третий момент – пропагандистский. Он связан с про-израильским лоббизмом самих Соединенных Штатов, которые, как известно, выступали против снятия санкций с Ирана и против соглашения по иранской ядерной программе, которое было подписано недавно.
- То есть получается просто бизнес – ничего личного?
- Отчасти да, но как я и сказала, это еще имеет отношение к произраильскому лобби самих США в этой сделке. И вообще антииранская позиция этого лобби.
- Какие санкционные механизмы имеет в виду Кирби и против кого? Нас, Ирана?
- Не могу сказать точно, но это может в определенной мере притормозить ратификацию договора по ядерной программе Ирана в конгрессе США. Там идут довольно бурные дебаты на эту тему. Сам Обама активно лоббирует соглашение и обещал, что оно принесет Соединенным Штатам достаточно много выгоды. Но в данном случае, по части продажи вооружения, США «пролетают». Санкции? Ну, могут быть санкции. Хотя, я не думаю, что иранскую или российскую сторону это сегодня испугает.
- Что означает для России сделка на поставку С-300 Ирану?
- Это выгодная сделка потому, что продажа вооружений – одна из серьезных статей доходов. И для нас чрезвычайно важно, что Иран переходит на российские вооружения. Это означает не только продажу самих вооружении, но и запчастей к ним, это постоянное обслуживание и так далее. Это комплексный момент. Роли на таких рынках распределены на миллиметры буквально. И получение такого платежеспособного рынка, как Иран это большая выгода для России.
- Но ведь одновременно с этим получается, что Иран и наш конкурент на рынке Европы по части поставок нефти в ближайшей перспективе…
- Понимаете, в чем дело… Вот это падение цен на нефть, оно, конечно не выгодно — меньше доходы. Но это выгодно стратегически, поскольку ступорит сланцевую революцию в Соединенных Штатах. Добыча сланцевой нефти и газа становятся невыгодными. Поэтому, я думаю, что в дальнейшем ситуация стабилизируется. Особенно учитывая ситуацию на Аравийском полуострове. Напомню… Сейчас очень мало сообщений о событиях в Йемене, но это не значит, что там прекратилась война, в которую вовлечена Саудовская Аравия. То есть, мы еще не знаем, как будет складываться геополитическая обстановка в регионе. А она достаточно накалена, учитывая присутствие того же Исламского государства, которое по демпинговым ценам 10-20 долларов за баррель торгует нефтью. Ее покупают и Турция, и Иордания. Тем самым на цены влияют не только официальные игроки, но и криминальные.
- Вернемся к теме поставок вооружений. 16 августа в Сирию (Дамаск) прибыли шесть российских истребителей дальнего действия МиГ-31. Это тоже вызвало раздражение в Вашингтоне. Существует ли предел эскалации конфликта и к чему все это приведет?
- Я буду великим человеком, если весь сценарий вам распишу, но могу сказать следующее… Россия достаточно твердо придерживается этой позиции поддержки официального правительства Сирии и с этого пути не сворачивает. Опыт Ливии показал, что потери могут быть колоссальными, а приобретений никаких. Россия самоустранилась из ливийского конфликта. В данном случае Россия не отступает. Это очень серьезный вопрос, поскольку речь идет и о военной базе российской в Тартусе в Средиземном море и так далее.
Кроме всего прочего, из наших успехов я бы хотела подчеркнуть наши взаимоотношения с Египтом и, что интересно, с традиционным союзником Соединенных Штатов – Саудовской Аравией, которая во всей этой ситуации ведет себя нетривиально. Например, Египет закупил у России вооружений, в том числе Искандерв на 3 млрд. А средства на закупку этих вооружений им выделила именно Саудовская Аравия.
Кроме того саудиты, несмотря на все противоречия, которые существуют с Россией, в том числе по иранскому вопросу – идут на сближение. Во-первых, там произошли довольно серьезные элитные расколы, во-вторых, они начинают убеждаться, что США выгодно ослабление суверенитета Саудовской Аравии. С этим не готова мириться молодая саудовская элита, поэтому она хочет идти на переговоры с нами.
С моей точки зрения наше присутствие в регионе (пусть не физическое в полной мере) будет усиливаться. При этом расширение Исламского государства пойдет на убыль. То, что происходит сейчас – это как человек перед смертью внезапно очень активизируется и якобы выздоравливает – это не так. Исламское государство обречено. Оно объявило себя врагом не только Ирана, но и той же Саудовской Аравии. Оно сделало все для того, чтобы непримиримые враги искали пути переговоров и компромиссов. Поэтому накал будет падать, в результате чего авторитет России, которая не участвовала в иракской, ливийской кампаниях – будет повышаться. Это означает наше возвращение в регион. Однако, произойдет это небыстро. На мой взгляд, это процесс ближайших 6 лет. Потому, что ресурсы такого государства, как Иран довольно велики. Это большое платежеспособное государство – 80 млн. населения. Странно, что Саудовская Аравия была с ними в конфронтации, учитывая такую мощь. Поэтому идет некий разворот.
Кроме всего прочего, есть такой игрок, как Китай, которого не упоминают. А они очень серьезно отслеживают происходящее на Ближнем и Среднем Востоке. У Китая тоже есть там свои экономические интересы, которые диктуют определенную позицию по политическим раскладам. Особенно после того, как американцам и европейцам удалось выдавить Китай из Африки. Поэтому, Западу нужно готовиться к китайскому реваншу. Правда, он тоже не будет резким. И очень таким знаковым моментом были как раз российско-китайские учения в Средиземном море. Это был серьезный месседж. .
- Ну, и Индия еще есть…
- Безусловно. Индия по вопросу Ирана солидарна с Китаем. У них совпадают позиции. Очень поразительно, конечно, сближение Китая и Индии, но очень хорошо, что они есть хотя бы по ряду вопросов, связанных с регионом Ближнего и Среднего Востока и по Ирану, в частности. Это мы тоже наблюдаем…
Напомним, С-300 — зенитно-ракетные комплексы, способные поражать различные цели на различных высотах и на дальностях от нескольких километров до нескольких сотен километров. Каждый комплекс может сопровождать до шести целей. Следом за С-300 были разработаны С-400, а также ЗРС нового поколения С-500.
Рассчитанный на несколько лет контракт между РФ и Ираном о поставке комплексов С-300 на сумму около 900 миллионов долларов был заключен в 2007 году. Однако в июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой вводились ограничения на поставки Ирану обычных вооружений, включая ракеты и ракетные системы. В сентябре того же года занимавший тогда пост президента РФ Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставки Ирану ЗРК С-300.
В МИД РФ между тем отмечали, что принятый в СБ документ не обязывал Россию отменять сделку, так как С-300 относят к оборонительным вооружениям. Тегеран после указа Медведева, несмотря на возврат Москвой аванса в размере 167 миллионов долларов, обратился c иском в Международный третейский суд Женевы, требуя от России компенсации за срыв поставок на сумму четыре миллиарда долларов.
Президент РФ Владимир Путин подписал в апреле этого года указ, который снимает запрет на поставку комплексов ПВО в Иран.
Источник: jpgazeta. ru
.Подробнее читайте на planet-today.ru ...