2022-9-13 09:30 |
Заявление редакции
Заявление редакции
Александр Иванов занимается веб-программированием и сейчас работает над созданием мессенджера для корпоративной работы. К вере и церкви он пришел, когда учился в старших классах, — это было в начале 90-х годов. Энциклопедию «Древо» Иванов создал для накопления церковно-исторических знаний.
«Мы стремимся к объективности, но в первую очередь стараемся отражать православную оценку событий и явлений, а в межправославных вопросах — официальную позицию Московского патриархата, а затем уже позиции остальных Церквей и организаций», — говорится на сайте проекта.
Начало боевых действий в Украине стало для Александра самым сильным потрясением в жизни. И еще больше его потрясло то, что «не было никакого отклика церкви»:
— Патриарх сделал только маленькое заявление о необходимости избежать жертв среди мирного населения. И я посчитал тогда это [нерешительностью] со стороны священноначалия. Только потом понял, что официальная позиция РПЦ фактически свелась к поддержке спецоперации.
25 февраля на сайте «Древа» появился кликабельный лозунг «Нет [Роскомнадзор]!», который перенаправлял на заявление от имени редакции и за подписью Александра Иванова. В нем программист выразил свое отношение к событиям в Украине и к действиям Российской армии, сделал обращение к российским властям.
Иванов никогда не участвовал в публичных акциях, потому что понимал, что «их сейчас никто не согласует», публично не говорил о своем отношении к политике в России. Его заявление на «Древе» было личной реакцией на происходящее: «Другого выбора не было».
Текст заявления, которое Александр Иванов опубликовал на сайте интернет-энциклопедии «Древо» 25 февраля 2022 года
Непонятные красные линии
После публикации заявления Александр Иванов почти не увидел реакции от посетителей «Древа». Некоторые его поддержали — это были в основном украинские читатели. Но были и другие отклики — один православный священник потребовал удалить текст. Программист оставил его слова без внимания.
Последствий диалога со священником не было. А вот неизвестная женщина не стала писать Иванову личное сообщение — сразу отправила заявление в московский Центр по борьбе с экстремизмом и терроризмом с просьбой «принять меры».
Пользовательница написала, что «в шапке сайта закреплен провокационный антипатриотический лозунг», при переходе по которому «попадаешь на еще более возмутительную статью». Текст заявления она назвала «лживым, оскорбительным по отношению к представителям церкви».
Московские силовики передали обращение в Калугу, и местные полицейские вызвали Александра для дачи объяснений. Затем они составили протокол о дискредитации Вооруженных сил РФ по статье 20.3.3 КоАП РФ.
Готовиться к суду программисту дистанционно помогал адвокат из проекта «Роскомсвобода». Он посоветовал подать два ходатайства: о вызове в суд полицейского, который составил протокол об административном правонарушении, и о проведении лингвистической экспертизы. Первое ходатайство суд удовлетворил, второе отклонил. Полицейский пришел на заседание 20 июля.
— Я хотел понять, какие красные линии я переступил и чем именно дискредитировал Российскую армию с точки зрения буквы закона. Но, к сожалению, ни показания полицейского, ни вердикт судьи так мне этого и не раскрыли, — рассказал Александр.
Судья назначил Иванову штраф 45 тыс. руб. Апелляция назначена на 14 сентября.
До лучших времен
До того как Александр Иванов узнал о доносе из-за антивоенного баннера, на сайте интернет-энциклопедии «Древо» работал раздел новостей. Раньше программист размещал там новости церкви, а после начала вооруженного конфликта в Украине стал писать о реакции религиозных деятелей на события и храмах и монастырях, которые попали в зону боевых действий. Информацию Иванов чаще всего брал с украинского сайта Союза православных журналистов.
В июле Александр решил убрать новости, так как во многих текстах фигурировало запрещенное слово [Роскомнадзор]. Он оставил на сайте объяснение:
«В настоящих условиях перепечатка „неправильной“ с точки зрения властей информации может иметь для меня как владельца сайта печальные последствия, а поддерживать причесанную и прилизанную ленту „правильных“ новостей я не хочу и не буду. Поэтому я вынужден временно приостановить работу новостного раздела до наступления лучших времен».
Из-за дела об административном правонарушении и штрафа Иванов опасается, что следующее преследование за его позицию может быть уже уголовным — а он как муж и отец не может позволить себе оказаться в тюрьме.
Программист удалил и текст, из-за которого получил штраф. Теперь он поместил в шапку сайта библейскую цитату: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
После того как священник назвал безобразием бейдж Александра Иванова с голубем мира, мужчина не ходил в церковь несколько месяцев. Фото: Алекке Блажин. Источник: pexels.com
Не молчун
Александр Иванов не жалеет о том, что сделал, — суд из-за текста на «Древе» помог ему разрешить личный кризис во взаимоотношениях с РПЦ:
— Когда в начале [Роскомнадзор] под Киевом шли тяжелые бои, я сделал бейдж с голубем мира и надписью «Нет [Роскомнадзор]!» и пошел с ним в храм. Отстоял всю службу, а на помазании настоятель увидел мой бейджик и потребовал снять «это безобразие».
Иванов вышел из церкви и несколько месяцев не возвращался туда. Ему было сложно примириться с тем, что позиция РПЦ расходится с его личными взглядами.
После суда программист стал снова посещать храм: решил, что власть услышала его и не считает молчуном. При этом он говорит, что остается прихожанином РПЦ только из-за отсутствия альтернативы:
— Если бы у нас в городе была какая-то другая каноническая церковь, я бы перешел туда, — например Грузинская православная церковь, которая резко высказалась против [Роскомнадзор].
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...