2018-2-3 17:05 |
Представленный вчера вечером Обзор ядерного потенциала — документа, определяющего основные принципы ядерной политики Соединённых Штатов, который также именуют ядерной доктриной страны — явился следующим и довольно радикальным шагом в стремлении обозначить Россию и Китай как главную угрозу — нет, даже не самой Америке — а всему мировому порядку, стабильности и миру на планете.
В принятой в декабре прошлого года Стратегии национальной безопасности уже говорилось о том, что русские и китайцы стремятся подвергнуть ревизии, коренным образом изменить положение вещей. И мерой этих вещей Америка всё ещё пытается считать себя и свои национальные интересы, на которые следует держать равнение всем странам без исключения.
Без всяких экивоков, бесконечно любимых американцами, и изрядно навязших в зубах рассуждений об их решающей роли в защите политических свобод во всём мире Дональд Трамп тогда заявил: "Мы сталкиваемся с конкурирующими силами — Россией и Китаем, которые хотят бросить вызов американскому влиянию, ценностям и благосостоянию. Мы попытаемся выстроить крепкое сотрудничество с этими и другими странами, но так, чтобы защитить наши национальные интересы". В этой фразе сквозит неприкрытая обида на тех, кто отказывается признавать за Вашингтоном право распоряжаться планетой как собственностью, навязывая всем без исключения мнение о том, как следует жить.
Ядерная доктрина наследует Стратегии национальной безопасности, но идёт немного дальше, указывая на Россию как на страну, которая способна из нечитаемых волюнтаристских побуждений нанести первой ядерный удар. Но в обоих документах предельно открыто заявлено о том, что политика сдерживания является приоритетной задачей. Несмотря на то что в Обзоре ядерного потенциала есть и упоминание о желательности российско-американского сотрудничества, в целом документ представляет собой обоснование необходимости модернизации ядерного вооружения для того, чтобы обеспечить доминирование над главным нарушителем спокойствия и врагом человеческой свободы. То есть с Россией вообще нельзя говорить никак иначе, кроме как с позиции силы.
Вот примечательная цитата из американской доктрины: "Сегодня Россия модернизирует ядерное оружие, а также другие стратегические системы. Ещё большее беспокойство было связано с принятием Россией военных стратегий, которые предполагают достижение успеха за счёт расширения ядерного потенциала. Эти события, наряду с захватом Россией Крыма и ядерными угрозами для наших союзников, подтверждают решимость Москвы вернуться к противостоянию великих держав". То есть Россия представлена в качестве агрессивного бузотёра, затеявшего самоубийственную и крайне опасную для всех бучу только ради того, чтобы иметь возможность скрутить Америке фигу.
Это отнюдь не США вели и ведут на разных континентах разрушительные войны, стремясь обеспечить себе контроль над странами, чья политика выбивается из предписанного Вашингтоном курса. Это не Вашингтон несёт ответственность за сотни тысяч загубленных жизней и за то, что некогда вполне успешные государства, в которых жили миллионы людей, сейчас представляют из себя конгломерат враждебных другу другу административно-территориальных образований. А в некоторых стёртых Америкой с политической карты мира странах продолжаются кровавые и не имеющие шанса на прекращение войны.
Удивительное дело — прошлая доктрина, принятая в 2010 году, когда президентом США являлся Барак Обама, сегодня выглядит как призыв к миру и дружбе. В документе, разработанном предыдущей американской администрацией, акцент был сделан на необходимости налаживать сотрудничество с Россией и Китаем, поскольку в мире сегодня всё настолько взаимосвязано, что нарушение баланса может нанести ущерб всей системе международной безопасности. Это тем более интересно, что мы до сих пор — и не без оснований — продолжаем рассматривать Трампа как "своего парня", которому глобалистские элиты и противники в его собственной стране всё никак не дадут возможности растопить лёд в отношениях с Россией.
Это отчасти правда. Трамп прагматик, и в этом своём качестве он, конечно же, в большей степени заинтересован в конструктивном сотрудничестве со всеми сильными государствами. Президента США мало волнуют материи, которыми обосновывали вмешательство Америки во внутренние дела других стран его предшественники: они якобы заботились о соблюдении политических прав и свобод. У Трампа иной императив — "сделать Америку снова великой". Как ни странно, для достижения этой цели США нужен сильный и явный враг, для противостояния которому они должны будут мобилизовать и укрепить все свои резервы, включая ЯО.
То есть по большому счёту представление о России и Китае как постоянно возрастающей угрозе вызвано не реальным страхом, а намерением найти точку опоры, с которой начнётся собирание новой, а, по сути, прежней Америки — триумфатора и абсолютного гегемона, каким она стала после развала СССР и завершения холодной войны. Именно поэтому нам не стоит особенно беспокоиться из-за всех этих доктрин и стратегий. Понятно, что они имеют собственную деструктивную логику, направленную против России, но главным образом эти документы являются косвенным похоронным свидетельством, тоскливой, хотя и пытающейся казаться грозной поминальной песнью. В них оплакивается утраченное Америкой мировое господство и описывается архитектура нового мира, в котором присутствуют новые центры силы.
На самом деле претензии Вашингтона на возвращение былой безальтернативности его права обустраивать порядок жизни на планете не слишком основательны. Модернизация и расширение ядерных вооружений едва ли поможет ему вернуть "былое величие" из-за возвращения к старой формуле взаимного сдерживания, когда страны, обладающие ЯО, прекрасно отдают себе отчёт в том, что его применение может нанести всем без исключения непоправимый ущерб. И поскольку эта формула вновь заработала, к роли мирового управляющего уже нет возврата: говорить с собой с позиции силы Москва и Пекин едва ли позволят, поскольку и сами являются обладателями и носителями той же самой силы. .
Подробнее читайте на life.ru ...