2018-2-5 15:57 |
Минфин США представил Конгрессу доклад о последствиях расширения санкций на российский госдолг. Ведомство описало негативные последствия для экономики России, но также отметило отрицательное влияние санкций на международных инвесторов и глобальную экономику. Значит ли это, что США откажутся от таких санкций и готова ли Россия к ним сегодня?
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: После аналитического доклада Минфина США, в котором были проанализированы возможные губительные последствия санкций против российского госдолга, фактический отказ Минфина от введения таких санкций выглядел логично. Теперь доклад Минфина США для России перестал что-либо значить. Теоретически новые санкции возможны, и министр финансов США Стивен Мнучин уже заявил, что эти доклады были опубликованы с целью расширения санкций. Но, скорее всего, Минфин США просто ограничится отдельными физлицами – предпринимателями или госчиновниками – из санкционного списка в первой части доклада. Введение санкций против госдолга РФ крайне маловероятно, тем более что фактически под ограничения подпадут американские инвесторы, и тем самым власти США введут санкции против своих граждан и институциональных инвесторов. Логично предположить, что в таком случае Минфин США завалили бы судебными исками. Поэтому мы не считаем, что санкции против иностранных инвесторов в российские гособлигации станут реальностью, по крайней мере, в ближайшее время. Создается также впечатление, что Минфин США (а фактически – президент Дональд Трамп, которому подчиняется это ведомство) изначально не был намерен предпринимать радикальных мер. Интересно также, что американская пресса накануне публикации второй части минфиновского доклада не разжигала истерии относительно необходимости ужесточения санкций, наоборот, практически все ведущие СМИ написали на эту тему примерно в одном ключе, что санкции против российского госдолга введены не будут, да и незачем.
В отличие от американского Минфина, российский Минфин не публикует докладов, касающихся важнейших вопросов финансовой системы или фискальной политики и не выступает с ними в Госдуме. Поэтому простому инвестору не всегда ясно, на чем основаны прогнозы и оценки нашего Минфина. С тем, что санкции против суверенного долга России негативно повлияют на экономический рост, банковский сектор и глобальные рынки капитала согласиться можно. Примерно то же самое отметили и в Минфине США. А с тем, что из-за таких санкций будет дестабилизирована вся финансовая система России, согласиться невозможно, потому что у российского Минфина есть такой арсенал как фискальная политика, которой он не всегда хочет пользоваться. Получается, что проще затыкать дыры в бюджете, выпустив гособлигации. И так выпущен долг почти на 160 млрд долларов, хотя эта цифра не превышает 20% ВВП, но все равно – возникает вопрос, нужно ли России еще больше занимать при высоких ценах на нефть? Тем более посредством выпуска евробондов. Впрочем, к санкциям против госдолга Россия была готова, вот только на помощь в случае введения санкций пришел бы не Минфин, а Центробанк, который не только занимается своим прямым делом – денежно-кредитной политикой – но еще и помогает Минфину устранять огрехи фискальной политики. Центробанк бы начал выкуп госдолга на открытом рынке. А вот Минфину следовало бы задуматься об иных инструментах наполнения бюджета, кроме нефти и выпуска госдолга.
В
Сергей Дроздов, аналитик ГК В«ФИНАМВ»: В вышедшем в пятницу докладе Минфина США о введении санкций в отношении госдолга России ведомство пришло к выводу, что данное действие В«не ограничится последствиями для российских властей и бизнесаВ» и может затронуть интересы американских инвесторов. В свою очередь В«расширение санкций без участия со стороны Европейского Союза может свести на нет попытки сохранить единство в вопросе санкций против РоссииВ».
Эффект от данного доклада можно оценить как нейтральный или умеренно позитивный, так как риски связанные с его опубликованием частично были учтены рынком и на данном этапе игроки гораздо внимательнее реагирует на динамику цены нефти и ситуацию, складывающуюся на глобальных рынках. Однако расслабляться не стоит, так как на Трампа еще могут надавить с точки зрения введения очередных санкций.
Что же касается опасений американских властей, то здесь есть две причины с затягиванием, либо со спуском на тормоза данного санкционного пакета.
Во-первых, администрация Трампа не хотела бы дальше ухудшать отношения с Москвой и, во-вторых, не стоит забывать, что по данным Bloomberg, в российские ОФЗ на 4,9 млрд долларов вложились такие гиганты, как BlackRock, Stone Harbor Investment Partners и JPMorgan Chase.
Если же санкции все таки будут введены, то скорее всего негатив от данных действий будет иметь краткосрочный эффект, так как ЦБ РФ готов к развитию данного сценария и вполне может предоставить дополнительную ликвидность отечественным игрокам для выкупа бондов.
В
Александр Шустов, генеральный директор МФО В«Мани ФанниВ»: Уже после публикации так называемого В«кремлевского спискаВ» участники финансовых рынков осознали, что запрета на инвестиции в ОФЗ не будет, и этот факт уже заложен в котировки рубля, доллара, ОФЗ. Для России это везение, потому что никто не хотел бы проверять на практике, что действительно будет, если запретить покупать ОФЗ. Это могло бы спровоцировать, в том числе, резкий рост спроса на российский госдолг, а мировая финансовая система так сложна и ее инструменты так разнообразны, что покупать ОФЗ анонимно для американских и других компаний не составило бы большого труда. Впрочем, отказ от этих санкций — это просто везение, временная передышка, потому что у нас и текущих проблем в собственной экономике, способных уронить курс рубля, хватает: дефицит бюджета, старение населения, неэффективность госаппарата, приближение выборов как фактора дестабилизации обстановки, существующие санкции, блокирующие финансирование и покупку некоторых технологий. По ОФЗ это было полезное предостережение, Минфин теперь будет активнее размещать госдолг внутри, а также активнее осваивать новые регионы для размещения, например, продавать ОФЗ за юани. Операции кэрри-трейд будут продолжаться до тех пор, пока существует существенная разница между процентными ставками ФРС и ЦБ РФ, но уже в этом году этот разрыв станет меньше: ФРС будет повышать ставку, как ожидается, 3 или 4 раза за этот год, а ЦБ постоянно испытывает давление со стороны бизнес-сообщества о понижении стоимости кредитов, и, соответственно, ставки. Скорее всего, рубль перестанет в ближайшее время укрепляться, в этом сыграют роль выборы, до которых осталось полтора месяца, а также ожидаемое укрепление доллара против мировых валют. Ожидаемый курс рубля к доллару к концу весны – 65 рублей за доллар.
В
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Насколько мне известно, новостное агентство Bloomberg опубликовало неофициальный материал о том, что Минфин США как раз против введения именно финансовых антироссийских санкций. Соответственно, я полагаю, что на данном этапе какие-либо новые ограничения инвестиций в российские государственные облигации маловероятны. Косвенно это подтверждает рост их котировок и, соответственно, снижение доходностей, которое наблюдается с 29 января, когда был опубликован санкционный список Минфина США. Иными словами, после этой публикации спрос на российские госбумаги немного увеличился.
Иностранные инвесторы успешно зарабатывают в России на разнице ставок. Я пока не ожидаю, что Минфин США захочет лишить их этого заработка. В этом смысле совершенно логичным выглядит его утверждение о том, что санкции против российского суверенного долга не нужны, и они негативно скажутся на глобальных рынках. Касаясь степени готовности нашей страны к таким мерам, я полагаю, что сейчас этот вопрос не имеет смысла, так как противодействие потребует скорее не экономических решений, а политических. Ответные меры могут включать в себя повторное введение 100% продажи валютной выручки, ограничение перетока капитала и прочее, что уже использовалось в России после экономического кризиса 1998 года.
Я полагаю, что кэрри-трейд это, своего рода, осознанная необходимость. Фактически, это плата за экономический риск. Не секрет, что российская экономика сильно отстает в развитии как от развитых, так и от развивающихся стран. Что говорить, если ВВП РФ в 2017 году заметно отстал в росте даже от ВВП наших партнеров по ЕАЭС вЂ“ Белоруссии и Казахстана. Это несет в себе системные риски для иностранных инвесторов, которые приходится компенсировать повышенными ставками. Падение рубля, на мой взгляд, как раз тоже вполне вероятно и это еще один существенный экономический риск.
В
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК В«СОЛИД МенеджментВ»: Минфин США предоставил доклад о последствиях, который ясно излагает позицию бизнеса, что введенные новые санкции были обоснованно мягкими. США вплотную подошли к той самой красной черте, которую рисовали другим, где ее переступив, американские компании начнут получать убытки сверх тех, что имеет бизнес сейчас. Такое положение дел, когда американский рынок находится в очень неустойчивом положении, может привести к серьезной коррекции позиций госдолга США и конкретных компаний из-за принципа домино при ограничении действий с внешним долгом России. Минфин напоминает В«ястребамВ» Конгресса, что их В«хотелкиВ» могут повредить крупному бизнесу, а цель санкций – повредить только России. Предостережение тем более направлено ко всему Конгрессу, что требует публичного обсуждения по дальнейшим действиям США, продолжение в том же духе ударит гораздо сильнее по финансовой системе США, но так же, как и у нас, только повредит, и не приведет к смене позиций в политике и экономике. Система внешних долгов очень серьезно зависит от доверия между участниками, поэтому силовое воздействие на Россию приведет к откату на другие рынки. Сильнее всего при этом снова пострадает ЕС, которому достается от ограничений, наложенных им самим на Россию, а также тех мер, что были введены США против РФ, но накладываются и контрагентов, большая часть из которых работает в ЕС. Доклад Минфина фиксирует период санкций и предлагает сменить отношение и воздействие на Россию: бизнес уже давно понял, что мы уже не те, что в 90-е, поэтому готов просто зарабатывать на нашем платежеспособном рынке, а большую часть своих сателлитов – в качестве арены борьбы за новые рынки. Рубль продолжит постепенное и неторопливое укрепление относительно доллара и евро в течение этого года, а сильное падение возможно только при глобальной коррекции ближе к осени.
В
Евгений Корюхин, аналитик В«Алор БрокерВ»: Доклад Минфина США о последствиях расширения санкций на российский долг не повлиял на российский рынок ценных бумаг. Отсутствие в нем ограничений на запрет инвестирования в государственные облигации России приковывал внимание инвесторов, но все обошлось. Запрет на инвестирование не был введен, а значит, инвесторы могут вздохнуть спокойно. Вместе с тем я считаю, что основной драйвер для рынка госдолга по-прежнему был и остается бюджет, а именно – его стабильность при низком общемировом уровне государственного долга Российской Федерации (менее 15% ВВП). Для справки: государственный долг США к ВВП более 120%, в Китае – 30%, в Японии – более 240%. Такие страны как Индия, Бразилия, почти все страны ЕС вЂ“ потенциальные банкроты. Так что вложения в государственный долг России является относительно безопасным и доходным. По данным торгов на Московской Бирже, средняя доходность по внутренним государственным облигациям ОФЗ составила 7,3%, тогда как в большинстве развитых стран мира, в том числе в Китае, доходность не превышает 3%. Однако я не считаю, что операции кэрри-трейд оказывают влияние на наш рынок, так как большинство покупателей (свыше 90%) являются российскими банками и пенсионными фондами, которые изначально размещают национальную валюту в национальных облигациях.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Конечно же, доклад это только предупреждение. Не министерство финансов принимает политические решения. Но предупреждение Минфина – это предупреждение финансовой системы. Финансовая банковская система в США сегодня влияет на Конгресс даже больше чем на президента. Но надеяться, что Конгресс обязательно услышит предупреждения не стоит. Антироссийские действия США – это истерика, а у истерики свои законы. Ее нельзя прекратить, она имеет свою энергию, и никакие разумные доводы не смогут ее преодолеть. Конгрессмены и сенаторы, во-первых, сами находятся в этой истерике, а во-вторых, они довели до истерики своих избирателей. И если они в одночасье прекратят истерить сами, их накроит истерика населения. Единственное, на что я надеюсь, что санкции будут приниматься медленнее и носить менее масштабный характер.
Санкции, на наш взгляд, создадут дополнительные сложности для банковской системы. Но Россия к таким санкциям готова. Очевидно, что что-то подобное должно произойти. Кроме того, наша финансовая система не так развита (не так сложна), чтобы ее можно было разрушить внешним воздействием. Зато для мировой финансовой системы (читай для американских банков) любое административное воздействие опасно. Ограничив работу с российскими бумагами, банки не разорить, а вот по доверию к финансовой системе ударить можно. И для многих, в первую очередь не западных стран, встанет вопрос, а стоит ли связываться с системой, в которой нет гарантии сохранности наших денег? А это уже чревато созданием параллельной финансовой системы и утерей контроля над ситуацией.
Спекуляции вокруг процентной ставки, конечно же, продолжатся. А вот на счет курса рубля я не был бы столь оптимистичен. Дешевый рубль нужен сырьевикам, а они у нас сильнее банкиров.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...