2020-1-2 11:46 |
Здравствуйте! Меня зовут Елена Баякина, я один из редакторов больших текстов на «семерке» - лонгридов и репортажей.
Рубрика «Истории» - одна …
Здравствуйте! Меня зовут Елена Баякина, я один из редакторов больших текстов на В«семеркеВ» — лонгридов и репортажей.
Рубрика В«ИсторииВ» — одна из моих любимых. Это помогает заглянуть в события глубже и понять, что стало их причиной, кто и почему в них участвует, найти ответы на вопросы В«как это устроеноВ» и В«какой из всего этого выходВ». Как правило, эти истории непростые и неоднозначные — о коррупции, о тенденциях в стране, о проблемах людей. Читаешь и думаешь: В«Все пропало, шеф! Где же доброе, светлое, вечное?В» Оно есть! Эти же истории учат нас осознанности и вниманию друг к другу, учат не опускать руки, когда кажется, что все безнадежно.
Мы рассказываем эти истории, чтобы как можно больше наших читателей знало своих героев и антигероев в лицо. Опыт 2019 года показал: гласность и общественный резонанс помогают восстановить справедливость. Не всегда, к сожалению, но шансы значительно возрастают.
Историй за год было очень много, упомянуть все в одном материале невозможно. Поэтому перед вами не совсем обычная подборка — семь ключевых тем, над которыми работали наши корреспонденты из разных регионов.
В
Экология. Нефть и мусор
Год назад на станции Шиес на границе Республики Коми и Архангельской области активисты организовали круглосуточную вахту — они решили помешать строительству площадки под полигон для московского мусора. Начались массовые протесты. Об этой истории узнал весь мир, название станции рискует стать нарицательным: жители других регионов России, где планируется построить мусоросжигательный завод или полигон, начинают использовать его, чтобы подчеркнуть масштаб проблемы. Например, В«Шиес-2В» — это под Казанью, где недавно сотрудники ОМОНа разогнали палаточный лагерь.
Корреспонденты В«7х7В» из Коми и архангельской редакций весь год следили за событиями на Шиесе. Новостей и репортажей было очень много, но вот, пожалуй, два материала, которые помогут вам сэкономить время и сориентироваться в теме:
В«Азбука Шиеса. Ленинград, мусороботы, шиесонВ» и репортаж В«Я был наВ Шиесе. Июнь 2019В» с элементами виртуальной экскурсии.
В«1994В». Это рассказ о другой, не менее актуальной для Коми проблеме — крупнейшем на суше нефтеразливе в Усинском районе. Редкие архивные фото и видео, воспоминания очевидцев и выводы, чему нас научила эта авария.
Сотрудники ЧОПа на Шиесе, фото Марии Гавриловой
В
Политика. Нынешние и бывшие
Мы следили за процессами в отношении бывших глав Марий Эл и Республики Коми. Суд над Леонидом Маркеловым, который обвиняется во взятке, еще продолжается, а по делу экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера уже вынесен приговор. Вот совместный с В«МедузойВ» проект В«ЗАΠ„Республика Коми“. Как врут и воруют чиновники в РоссииВ», основанный на записях из суда и материалах уголовного дела.
В«Русский мирВ» — история Егора Русского, тамады из Ухты, который стал мэром одного из городов в ЛНР, а потом попал в тюрьму за взятку.
В«Все поВ плануВ» — интересный кейс, как лишить местных депутатов полномочий распоряжаться землями муниципалитета и сделать легитимным строительство мусорного полигона (да-да, речь все про тот же Шиес).
Еще одна история из Коми — как депутаты регионального Госсовета (что примечательно — преимущественно единороссы) вступили в открытую конфронтацию с главой Сергеем Гапликовым: они отказались поддержать его ставленника на важный пост и заявили о давлении на них.
Егор Русский на протестной акции в Сыктывкаре, фото Максима Полякова
В
Расследования. Схемы и связи
В«Региональные короли госзаказаВ» — это результат кропотливой работы наших журналистов за два года. Расследования о тех, кто зарабатывает на контрактах на строительство социальных учреждений, дорог и поставку продуктов, медикаментов и оборудования.
В«Соседи ЕсенинаВ» — история о том, кто и как застроил коттеджами заповедные есенинские места в Рязанской области. И Путин им не указ.
В
Права человека. Пытки
Пытки и отношение к заключенным в колониях России и не только — особая тема.
Дело запрещенной в России террористической организации В«СетьВ» — в центре внимания. Обвиняемые заявили о том, что их пытали, они требуют расследовать эти факты.
В«Черный список президентаВ» — суперрепортаж из Узбекистана нашего корреспондента Сергея Маркелова. Истории шести политических заключенных, которые подвергались пыткам при прежнем президенте страны Исламе Каримове, и наблюдения о дне сегодняшнем.
Спецпроект В«Обвинительные клоныВ» — для читателей, которые, возможно, никогда не сталкивались с В«палочной системойВ». Это истории простых людей, которые пошли под суд по сфабрикованным обвинениям, советы экспертов и рассказ о том, как в России действует презумпция виновности.
В«Как жил иВ умер заключенный рязанской колонии ИК-2 Николай Колюбакин, вовремя неВ получивший медицинской помощиВ» — репортаж нашего рязанского корреспондента Екатерины Вулих о тюремной медицине на примере одной истории.
Иллюстрация к проекту "Обвинительные клоны", рисунок Анны Макаровой
В
Малые народы и российская глубинка
Как сохранить свою идентичность, культуру и язык, когда со всех сторон — глобализация, централизация, индустриализация и прочие В«цииВ»? Очень трудно. Человек выходит против системы, пробует договориться или искать компромисс.
В«Сила комиксовВ» — пример того, как частная инициатива финской художницы и лингвиста из России помогает пробудить интерес к изучению языков коренных народов. Почему молодежь стесняется говорить на родном языке, как сохранить национальную культуру — об этом нам рассказали участники арт-проекта В«Живой языкВ» из Коми, Карелии, Мурманской области и Финляндии.
Проект В«Люди-ключиВ» — о четырех энтузиастах из разных регионов страны, которые нашли свой способ рассказывать об истории и культуре своей родины.
Наш корреспондент в ХМАО Айгуль Хисматова дважды в этом году ездила на стойбища оленеводов и писала о том, как представители коренных народов отстаивают свое право жить на земле предков. Нефтяные компании получают лицензии на разработку месторождений на родовых угодьях, давят на оленеводов обещаниями или угрозами. Здесь — рассказ о деревне Нумто, которая находится на территории природного парка и куда очень непросто попасть с В«Большой землиВ». В«Последний ягельникВ» — история про аганских ханты, которые теряют пастбища и судятся с нефтяниками.
В«Путешествие за Нижний КонецВ». Репортаж Ирины Казанкиной о том, как вепсы (представители коренной народности Севера) выживают в одной из деревень Вологодской области — без связи, дорог и с магазином, который работает два дня в неделю.
В«Как вымирают деревни Ульяновской областиВ» — про три полузаброшенные деревни и их жителей, которым, чтобы выжить, нужно держаться вместе и помогать друг другу.
В Коллаж Кирилла Шейна
В
Кривое зеркало истории
Продолжается история с раскопками в карельском урочище Сандармох. Там захоронены тела около 10 тыс. расстрелянных в 1937–38 годы. Два лагеря: защитники Сандармоха с одной стороны и с другой — Военно-историческое общество и ряд историков, которые хотят доказать, что там расстреливали не только жертв репрессий. Разрешения на раскопки никто не видел. В августе В«7х7В» опубликовал подробный репортаж В«Говорят, но не показываютВ».
В«Выжившие. Как государство относилось кВ родным репрессированныхВ» — истории людей, которые потеряли близких и много лет жили в страхе, эта боль передается следующим поколениям.
А вот это — наши истории о том, как в городах России сторонники Сталина пытаются реабилитировать память вождя: В«Вполне ожидаемое явлениеВ» и В«Карта СталинаВ».
В
Добрые люди
Таких историй, как эти, хочется больше. Пример сострадания и помощи тем, кто оказался, как говорят чиновники, В«в трудной жизненной ситуацииВ».
История деда Матвея из Рязанской области, который остался на улице после пожара, а теперь благодаря помощи волонтеров получает письма поддержки и посылки со всего мира.
Истории людей, как, например, у деда из материала Вулих или воркутинки, которой не давали опеку над внуком.
В«Мухтар — символ борьбы иВ верыВ» — еще одна история из Рязани о том, как волонтеры спасли искалеченного пса и добились возбуждения уголовного дела.
В«Узница прошлогоВ» — история воркутинки, которую лишили опеки над внуком из-за судимости 30-летней давности. Но семью удалось сохранить.
ИринаВ Бондаренко, героиня статьи "Узница прошлого", фото Максима Полякова
В
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...