2017-11-1 15:58 |
Заседание Совета по правам человека при президенте, которое прошло 30 октября, запомнилось не красноречивой реакцией Владимира Путина на нарушение прав человека и наступление на свободу слова, о которых традиционно говорили члены Совета, но неожиданной темой из области обороны и безопасности – угрозой «биологического оружия».
Объекты интереса
Президент выслушал замечания правозащитников и почти все отверг: свобода слова в стране есть и доказательство этого – живущая на государственные средства радиостанция В«Эхо МосквыВ», журналистку которой чуть было не лишил жизни неуравновешенный слушатель из Израиля. Выдающегося театрального режиссера за его политические взгляды никто не преследует, но за махинации с государственным финансированием надо отвечать по закону. Не столь важно, что иностранные наблюдатели получают В«образыВ» россиян через видеокамеры на избирательных участках. Настоящая проблема, по словам Путина, в том, что некие иностранцы в неизвестных целях собирает по разным этносам и географическим точкам страны биологический материал россиян. В«Мы объект большого интересаВ», – подытожил глава государства.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позднее подтвердил: В«Некоторые эмиссары ведут такую деятельность – представители неправительственных организаций и других органовВ». На уровне законодательной власти – Госдумы и Совета Федерации – некоторые увидели в словах президента сигнал к действию.
Бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко анонсировал разработку закона о биологической безопасности россиян и атаковал сеть лабораторий В«ИнвитроВ», назвав компанию В«иностраннойВ» (хотя основал ее российский врач Александр Островский, а владеет ею через офшор (как и 90% экономики России) – кипрский В«Инвитро холдинг лимитедВ»). Обвинения оказались голословными: как заверила компания позднее, все анализы проводятся на территории России.
Но к этому моменту на нижних этажах власти уже заговорили о В«биологическомВ» и даже В«этническомВ» оружии, а также о биолабораториях США на границах России. Тема свернула в В«правильноеВ» русло: президента, судя по его высказываниям, очень интересует разработка искусственного интеллекта, который позволит стране-создателю завладеть миром, а генная инженерия, по словам Путина, и вовсе В«страшнее атомной бомбыВ». Другими словами, в новейших научно-технологических разработках президент видит источники власти и прогрессивные виды вооружения.
При этом Путин всегда тяготел к личной и семейной истории, интересовался собственным происхождением. В 2015 году он поддержал проект В«Российские геномыВ» Центра геномной биоинформации им. Добржанского (в государственной В«Российской газетеВ» совсем недавно вышел материал о том, как для него собирают образцы) по изучению генов коренных жителей России. Всего в исследовании должно принять участие 3 тыс. человек. По состоянию на октябрь этого года данные половины участников уже были обработаны. Согласно описанию президента, речь могла идти именно о В«Российском геномеВ». Однако выглядело странным, что глава государства о нем забыл.
Борьба за рынок
Полученные ДНК российские ученые в рамках исследований отправляют на секвенирование в США и Европу. Последнее в интерпретации представителей спецслужб или чиновников, имеющих В«доступ к телуВ», могло не понравиться президенту. И если в Центре геномной биоинформации говорят о доступности и открытости базы геномов для ученых со всего мира, то, к примеру, у коммерческой компании Genotek, по словам ее директора, генетика Валерия Ильинского, этого доступа нет, и он призывает проводить анализ биологических материалов исключительно в России. Не лишним будет сказать, что в совет директоров молодой и развивающийся компании входит бывший глава администрации президента Александр Волошин.
Тем не менее, как бы неоднозначно и зловеще не звучало словосочетание В«биологический материалВ», надо понимать, что это обычный анализ крови в поликлинике. Генетические образцы собирают в прикладных целях: для изучения наследственности и предрасположенности к болезням, а также сугубо научных: прослеживают развитие отдельного народа или этноса, его расселение, пути миграции, скрещивание. Так, в 2015 году вышло исследование о генофонде славянского народа, однако славяне – не единственный этнос, которым интересуются ученые. Это надо понимать, чтобы не впасть в манию величия, а затем сразу – в манию преследования.
Между тем на волне, поднятой президентом, развернулась настоящая и давно назревавшая борьба за узкоспециализированный рынок. Очевидно, что через спецслужбы и другие каналыВ будут лоббироваться законы и меры, которые закроют страну отВ достижений глобальногоВ мира. Для этого специально используются В«страшилкиВ» о В«гипотетической атакеВ» на гены российских граждан. Вряд ли спецслужбы разбираются в ДНК и понимают основы генетики. Однако они отлично умеют манипулировать информацией и создавать мифы. Например, о генетическом оружии.
О возможной биологической войне сегодня активно говорят в Совете Федерации: якобы можно разработать некое оружие, которое будет поражать исключительно россиян, приводить их к болезни и смерти. Одно время эту идею продвигалВ глава Совета безопасности Николай Патрушев. Благодаря его стараниям в 2007 году из России некоторое время нельзя было вывозить образцы ДНК, что ударило по десяткам тысяч граждан, которым в срочном порядке нужны были донорские органы и трансплантация. Как писали СМИ, на тот момент ситуация была связана с переделом фармацевтического рынка.
Сегодня ДНК и биоматериалы вывозить из страны разрешается. Однако компании, работающие на перспективном рынке, настаивают, что государство должно регулировать его, ведь иностранные компании не платят налоги в России и не оформляют лицензии в российской юрисдикции, а также не выполняют законы в области здравоохранения. Так, например, считает основатель Центра генетики и репродуктивной медицины Genetico Артур Исаев.
При этом полный анализ ДНК в России (вероятно, с учетом налогов, лицензии и прочих специфических нюансов) стоит около 5 тыс. долларов, тогда как в Германии – 1 тыс. Понятно, почему граждане в тяжелых случаях обращаются в благотворительные фонды и выезжают на лечение за границу. Этим же объясняется сотрудничество российских ученых с иностранными партнерами.
Однако миф быстро закрепляется в общественном сознании. Новость о закупке Пентагоном боматериала россиян для изучения опорно-двигательного аппарата подтвердила конспирологическую версию президента, который не ответил на вопрос, зачем иностранцы исследуют ДНК граждан России. То, что это было повторное исследование, для которого требовались аналогичные образцы (а изначальный набор на конкурсной основе поставили из России), уже никого не интересует.
Вместе с тем, современной медицине крайне необходимо международное сотрудничество, чтобы продвигаться в борьбе с болезнями и разрабатывать новые фармакологические средства. Речь идет, в первую очередь,В о жизнях людей, а не о власти, рынках илиВ оружии. КВ возможности создать В«генетическоеВ» оружие крупныеВ ученые, в отличие от представителей власти, относятся весьма скептически.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...