2018-6-22 07:30 |
Разгорающаяся торговая война между Соединёнными Штатами и Евросоюзом, как отмечают многие западные аналитики, даёт в руки нынешней администрации Белого дома сильные переговорные рычаги, которые могут быть использованы для давления на ЕС по вопросу прокладки "Северного потока — 2".
Европейский газовый рынок является одним из крупнейших в мире по объёмам потребления, которое, по всем прогнозам, в ближайшие годы будет только расти.
Остановка или даже замедление строительства "Северного потока — 2" нанесёт не только большой финансовый урон, но и позволит на время отсрочить коллапс украинской газотранспортной системы. Нельзя сказать, что в Вашингтоне этого не понимают, ведь именно по причине всех этих экономических и геополитических рисков проекты срыва строительства газопровода всё ещё находятся на повестке дня у США.
Именно в духе такой проработки выдержано и исследование проблемы прокладки "Северного потока — 2", опубликованное влиятельным вашингтонским аналитическим центром "Атлантический совет". Упор в докладе сделан на угрозы и потенциальные риски, которые проект якобы несёт европейским странам. Претензии к совместному российско-европейскому проекту уже традиционно предъявляются в части уменьшения опций в вопросе доставки газа до конечного потребителя, а также любят говорить про некие "политические риски", которые якобы возрастут после возведения газопровода. Это довольно непоследовательные логические умозаключения, так как в тексте доклада чуть ниже упоминается возможность реверса по схеме "запад — восток" в отношении стран Восточной Европы — по той же схеме, по которой сейчас осуществляется пресловутый "реверс" из Словакии, Венгрии и Польши по украинскому маршруту.
Ещё одной угрозой единой Европе, которую якобы представляет "Северный поток — 2", является опасность подрыва единого энергетического рынка ЕС, который складывался на принципах трёх волн либерализации регулирования в этой сфере и стартовал порядка 20 лет назад. Примечательно, что в качестве ещё одного аргумента против строительства "Северного потока — 2" приводится и географический фактор, причём по аналогии с рисками, создаваемыми для судоходства в Ормузском проливе. Балтийское море, как известно, является довольно мелкой акваторией, с глубинами, не превышающими по большей части 50 метров, причём коридор прокладки двух веток "Северного потока" составляет не больше нескольких километров, что и может создавать некие потенциальные риски энергетической безопасности. Впрочем, аналитики США так и не могут толком разъяснить, каким образом маршрут газопровода может повлиять на энергобезопасность Евросоюза.
Зато фактически ими открыто провозглашается зависимость решения по СП-2 от разрешения украинского кризиса и необходимости "поддержки демократических преобразований" на Украине. Таким образом, России, по сути, предлагается за свой счёт поддерживать агрессивный русофобский политический режим в Киеве, а в перспективе также и финансировать (пусть и поневоле) хотя бы частичную модернизацию украинской ГТС, без которой мало-мальски технически безопасный транзит невозможен.
Следует отметить, что, несмотря на серьёзные усилия на уровне американской дипломатии, направленные на подрыв и санкционное давление против компаний консорциума, участвующих в возведении СП-2, ключевым фактором продвижения проекта является позиция официального Берлина, который помимо удовлетворения собственных энергетических потребностей в промышленности сможет также стать крупным распределительным газовым хабом с возможностью контроля "вентиля". Тем не менее в докладе "Атлантического совета" представлен ряд гипотетических сценариев приостановки строительства второй ветки "Северного потока", которые могут быть реализованы как нынешней американской администрацией, так и соответствующими наднациональными структурами Европейского союза.
Во-первых, отмечается, что в ноябре 2018 года Европейская комиссия предлагает принять формальное решение о распространении газовой директивы от 2009 года на газопроводы, импортирующие газ в Европу. Применение этих директив сделает реализацию СП-2 чрезвычайно затруднительной, поскольку тогда придётся следовать всем пунктам, касающимся либерализации структуры собственности, а также применения статьи 11 директивы 2009 года об "оценке компаний операторов газопроводов с точки зрения энергетической безопасности", — и "Газпром", скорее всего, под эти критерии подпасть не сможет. При этом, даже если газовые директивы применены не будут, остаётся возможность того, что отдельные государства ЕС могут подавать в суд на оператора транзита. И такие дела в конечном итоге будут оказываться в Европейском суде в Люксембурге.
Во-вторых, Правительство Дании может не остановить, но существенно замедлить прокладку трубопровода через свои территориальные воды, что создаст дополнительные финансовые риски для всего проекта и инвесторов. Тут стоит напомнить, что премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен уже высказывался по этому поводу, заявив, в частности, что Копенгаген не способен остановить "Северный поток — 2", но при этом может замедлить осуществление проекта.
В-третьих, остаётся возможность выдвижения нового санкционного пакета против России, в рамках которого президенту США даётся право налагать санкции на иностранные газопроводы — в соответствии с разделом 232 закона CAATSA 2017. И тут необходимо подчеркнуть, что именно эта угроза является наиболее пугающей для европейских партнёров "Газпрома": буквально накануне в ходе конференции Ассоциации европейского бизнеса член правления немецкой компании Uniper Райнер Хартманн заявил, что европейские члены консорциума в лице Engie, OMV, и BASF не скрывают своих опасений по поводу того, что новый санкционный пакет против СП-2 будет всё-таки принят.
Сам консорциум в лице Nord Stream 2 AG не сидит сложа руки, активно действуя на опережение и привлекая лоббистов в Конгрессе США. Так, из данных специализированной системы раскрытия информации о лоббистской деятельности в Конгрессе США следует, что компания-оператор СП-2 перевела вашингтонским лоббистам три транша. Речь идёт о лоббистской фирме Roberti Global (fka Roberti White, LLC). Тематика обозначена предельно конкретно: "Вопросы, относящиеся к позиции Соединённых Штатов по отношению к трубопроводу "Северный поток — 2", включая потенциальные финансовые санкции, способные оказать воздействие на проект".
Напомним, проект "Северный поток — 2" предполагает строительство газопровода протяжённостью 1220 километров от побережья РФ до побережья Германии по дну Балтийского моря. Протяжённость СП-2 будет более 1,2 тысячи километров, а его пропускная способность составит 55 миллиардов кубометров газа в год. Ввод газопровода запланирован на конец 2019 года. .
Подробнее читайте на life.ru ...