2017-9-15 23:05 |
Российские женщины зарабатывают почти на треть меньше, чем мужчины, заявляют в правительстве. Правда, разрыв зарплат по гендерному признаку постепенно тает. С чем связаны подобные изменения, почему женщины готовы трудиться за меньшие деньги и в какой степени российская практика сравнима с ситуацией в странах Запада? Заработная плата российских женщин на 28% ниже, чем у мужчин, заявила вице-премьер Ольга Голодец на совещании по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 20172022 годы.
«Однако если посмотреть на десятилетний срок, то в 2005 году женская зарплата составляла лишь 60% от мужской, а сегодня 72%», как бы успокоила она.
Средняя зарплата по итогам 2015 года у мужчин составляла 38,6 тыс. рублей, а у женщин 28 тыс. рублей. «Сравнения с показателями ряда стран здесь также зачастую не в пользу России», говорит вице-премьер.
«Если посмотреть на зарплатные ожидания соискателей работы, то традиционно мужчины ожидают более высокую зарплату, чем женщины. Разрыв сохраняется в 1520%», говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.
Согласно данным отчета Global Wage Report за 20142015 гг. , подготовленного Международной организацией труда (МОТ), российские женщины действительно получают на треть меньше мужчин. При этом в МОТ посчитали, что на самом деле зарплата российских женщин должна быть на 11,1% выше, чем у мужчин, учитывая разные факторы, в том числе уровень образования.
Почему же ситуация ровно обратная?
«Это связано с тем, что карьерный путь женщины немного длиннее в силу выхода в декрет. У женщины есть перерыв от полугода до трех лет и более», отмечает Игнатова.
Во-вторых, существует скрытая дискриминация, когда работодатель предпочитает мужчин из-за неких предубеждений.
«Акционер компании в первую очередь берет профессионала, и если у него лично нет предубеждений, то он готов предлагать одинаковый уровень зарплаты и женщине, и мужчине», говорит партнер хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia) Галина Спасенова, которая уже двадцать лет занимается подбором кандидатов в высший руководящий состав компаний. И хотя она считает, что сейчас как раз финансовой дискриминации в высшем звене нет, однако личные предпочтения работодателей как раз говорят о скрытой дискриминации.
«Я могу предположить, что у некоторых работодателей есть свои личные предпочтения в плане пола и возраста при найме сотрудника. Но никто открыто об этом не расскажет», говорит Мария Игнатова.
Спасенова, впрочем, признается, что были ситуации, когда при выборе между двумя кандидатами мужчиной и женщиной выбирали мужчину, хотя портфолио женщины было явно более интересным. «Но взяли в итоге мужчину, потому что там мужской аппарат управления и посчитали, что будет некомфортно, если появится женщина, это будет накладывать на них некие ограничения», рассказывает она.
Одни целенаправленно ищут мужчину, чтобы разбавить женский коллектив, бывает и наоборот. Другой пример: в коллективе одни мужчины, и руководитель не хочет брать женщину, чтобы не разрушать сложившуюся команду. В компании часто есть позиции, на которые не хотят брать женщину по тем или иным причинам.
«У акционеров бывают предубеждения, что женщина более эмоциональна, хотя на самом деле это далеко не всегда так. Но это уже вопросы не уровня профессионализма, а некоего психологического комфорта для руководителя либо сохранения баланса ради компании», считает Спасенова. Некоторые считают, что мужчины больше работают, меньше берут больничный и, конечно, не уходят в декретный отпуск.
Личные предпочтения меж тем снижают количество подходящих для женщин вакансий, что не может не сказываться на зарплате.
Не менее важная причина того, что женщины зарабатывают меньше мужчин, заключается в том, что женщины сами соглашаются на меньшее и не просят большее. Они зачастую легче соглашаются на более низкую зарплату, чем изначально рассчитывали. «У компании всегда есть зарплатная вилка. Кому-то могут предложить 200, а кому-то 250 тыс. на одну и ту же позицию. Женщины по природе склонны к компромиссу, а мужчины занимают более жесткую позицию в переговорах, и либо мужчине-соискателю отказывают в новой работе, либо он добивается для себя лучших условий», говорит Спасенова.
А вот сокращение разрыва между зарплатами мужчин и женщин Спасенова объясняет тем, что за последние 1015 лет в России сформировалась сильная группа молодых менеджеров-женщин, которые получили хорошее образование, в том числе за рубежом.
«Еще 20 лет назад все топ-менеджеры были мужчинами советской школы. Тогда не было женщин, способных соперничать с мужчинами по уровню знаний. А за последние 1015 лет такая категория сформировалась.
В последнее время женщины стали все чаще занимать более статусные и управленческие позиции»,
говорит Спасенова.
«Например, директор по строительству традиционно мужская позиция. На эту позицию вряд ли возьмут женщину. Но в последнее время на должность руководителя проекта в девелоперском бизнесе, который отвечает за объект от нуля до сдачи, уже есть и женщины», говорит собеседница.
«Секретариат традиционно представлен женщинами, сфера HR по количеству резюме на 7080% представлена женским полом. В бухгалтерии традиционно больше женщин. В IT-сегменте, наоборот, наибольшее количество резюме от мужчин. Но если пять лет назад количество резюме от женщин не превышало 5% в IT-секторе, то сейчас это уже порядка 15%. В бухгалтерии, наоборот, отмечается небольшое смещение в сторону мужчин. Да и персональными ассистентами (секретариат) все чаще становятся мужчины», рассказывает Игнатова.
В России женщин работает больше, чем в Европе. У нас уровень занятости женщин составляет 77%, тогда как в европейских странах лишь 5153%. Иными словами, «чистых» домохозяек в Европе больше, чем в России. А вот разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами в России больше, чем в Европе.
«На Западе принята максимальная толерантность, и даже есть квоты на позициях среднего управленческого звена женщин и мужчин должно быть 50 на 50. Я думаю, что дискриминация по финансовому признаку там будет еще меньше», считает Спасенова.
Возможно, причина также в разных условиях труда. В Европе зачастую нет долгосрочных контрактов, как в России, работники заключают годичные или более контракты, в которых оговаривается в том числе уход в декретный отпуск. Да и трехгодичного декретного отпуска там нет. В Европе можно взять отпуск по уходу за ребенком, как правило, на две недели до и две недели после рождения ребенка, в некоторых странах до четырех месяцев. Да и институт нянь в Европе развит куда лучше, чем в России, где выход на работу даже через полгода порой осуждается частью общества.
Но ситуация в целом по миру везде одинакова: женщины зарабатывают меньше, чем мужчины. Отличие лишь в масштабах разрыва.
Теги:
рынок труда, гендерные проблемы
.Подробнее читайте на vz.ru ...
Источник: vz.ru | Рейтинг новостей: 167 |