2024-10-1 08:30 |
В городах России появились карты небезопасных для женщин мест. Мы прошлись по некоторым и поговорили с создательницами проекта «Попутчица»
«На женщину напали. Полиция не приехала»
Екатеринбург, микрорайон Вторчермет, вечер. От трамвайной остановки до нужного дома - десять минут.
Сначала идешь мимо продуктовых магазинов. Дальше заворачиваешь во дворы возле кафе «Далида», обходишь множество осколков стекла рядом с воротами пункта приема вторсырья. Впереди - гаражи. Освещения все меньше.
Сердце особенно сильно бьется, когда идешь мимо открытой железной двери одного из гаражей. Этот закоулок можно пройти за минуты две. Но с наступлением темноты его хочется обойти по более длинной дороге.
На карте проекта «Попутчица» окрестности кафе «Далида» обозначены как небезопасное место. Девушка, которая прислала эту метку, добавила описание: «Там шум, гам, позавчера я слышала, как на женщину возле него [кафе] напали, была драка и крики. Полиция не приехала».
Вторчермет всегда считался одним из самых неблагополучных районов Екатеринбурга. Но не только он пестрит метками с небезопасными местами на интерактивной карте «Попутчица». По всему городу расставлены точки, где женщины сталкивались с опасностью. Зачастую это парки и лесопарки, плохо освещенные тропинки, закоулки. Но и многолюдные улицы в центре города тоже есть на этой карте.
Комментарии к небезопасным местам оставляют в том числе мужчины. Про парк имени XXII Партсъезда житель написал: «Днем и вечером это отличный парк, но после 1:30 там отключается все освещение, и лучше туда не заходить. Я парень и гуляю там с псом иногда по ночам, мне ок. Но тем, кто в одиночестве, точно будет некомфортно».
Точки на карте
Проект «Попутчица» появился в конце 2023 года (его участницы, с которыми говорил корреспондент “7х7”, предпочли остаться анонимными). Изначально он задумывался как приложение с картой небезопасных мест, сообществом поддержки и волонтерской группой быстрого реагирования. Пока что команде не хватает ресурсов и людей, чтобы разработать приложение. Поэтому они создали сайт, телеграм-канал «Попутчица» и закрытый телеграм-чат для общения. И в начале сентября 2024 года выпустили три интерактивные карты.
Как пояснила волонтерка, разработчица проекта Настя, создание карт занимает много времени. Проект не использует “Яндекс.Карты” и Google Maps, так как они могут слить данные пользователей. Команда «Попутчиц» попросила не уточнять сервис, на котором работают волонтерки, чтобы «избежать атак на карту и приложение, их и так хватает уже».
Нанести метку о небезопасном месте на карте Петербурга, Калининграда и Екатеринбурга может любой желающий через телеграм-бот.
- Это опасные места в городе на субъективный взгляд человека, - пояснила Настя. - Пока бывают достаточно спорные точки, например, что какой-то девушке мужчины кричали из машины и зазывали к ним сесть. В будущем пользователи смогут отреагировать на метку положительно или отрицательно, она будет меняться и становиться более объективной.
В планах проекта - на этих же картах оставлять метки о безопасных местах в городе, но отмечать их и смотреть смогут только верифицированные пользователи.
- У нас есть цель работать еще как обучающая платформа, - рассказала волонтерка, дизайнерка проекта Стася. - В соцсетях мы публикуем посты о том, как вести себя в сложных ситуациях. Мы хотим доносить эту информацию до женщин, которые не задумываются о своей безопасности на улице. Таких правда много. Наша карта небезопасных мест в перспективе будет работать на всю Россию, а в мечтах - за пределами страны.
У команды принципиальная позиция по поводу аудитории. Проект направлен на поддержку цис-женщин, трансженщин и небинарных персон. В своих постах команда обозначает свою аудиторию словом со звездочкой, указывающей на собирательный образ: женщины*.
В телеграм-чате «Попутчицы» на момент подготовки этого материала было около 30 участниц. В закрытом сообществе они обсуждают темы безопасности, поддерживают друг друга, делятся историями из жизни.
Чтобы попасть в этот чат, желающие заполняют анкету и проходят верификацию. Волонтерка Настя лично списывается с каждым подавшим заявку, выясняет его мнение по поводу острых тем, например, трансфобии. Если человек высказывается слишком радикально, его могут не впустить в чат. Так случилось с девушкой, которая говорила, что «трансженщины разрушают женскую силу».
- У нас горизонтальный проект, поэтому все эти решения выносятся на общее обсуждение, - объяснила Настя. - Я скидываю высказывания человека в чат, и мы обсуждаем, хотим такого человека принять или нет. Пока в сообществе мало людей, мы хотим обезопасить себя максимально. Возможно, когда оно разрастется и станет саморегулируемым, мы будем допускать спорные кейсы.
«Подойди сюда, я тебя сейчас ударю»
Организаторка феминистского сообщества «Феминитив. Калининград» Дарья Яковлева в сентябре 2024 года впервые почувствовала себя небезопасно в центре города. Когда она с подругой гуляла по тротуару, прямо на них пошел мужчина. Девушки успели убежать до того, как он на них набросился.
- Этот мужчина явно был под воздействием каких-то веществ, потому что у него были стеклянные глаза, - вспоминает Дарья. - Было всего восемь-девять часов вечера, но было очень страшно. Я тогда поняла, что на моей знакомой улице резко стало опасно.
По словам Дарьи, в Калининграде есть лишь один общепризнанный неблагополучный район - Балтийский. Он максимально удален от центра, там раньше была развита наркоторговля, и в основном селились социально незащищенные слои населения. Однако на карте «Попутчицы» в Балтийском всего одна метка. Остальные (их было шесть на момент написания материала) хаотично разбросаны по городу.
- У меня давно складывается впечатление, что полностью безопасных мест в городе вообще не осталось. Наверное, после того как началась война [в Украине], стало в принципе на улицах некомфортно. Я много слышу рассказы о том, как бывшие военные устраивают разные потасовки в центральном районе Калининграда, - сказала Дарья Яковлева.
Корреспондент “7х7” не обнаружил новостей о драках военных в Калининграде. Но в интернете достаточно сообщений об агрессивном поведении вернувшихся с Украины российских солдат. Так, в Омске в сентябре 2024 года воевавший в Украине год назад омоновец зарезал бывшую жену. Девушке было 26 лет, она работала воспитателем в садике. В мае 2024 года в селе Верхнеяркеево в Башкортостане около 150 человек устроили массовую драку с перестрелкой, в центре которой оказались участники войны.
Активистка екатеринбургского сообщества «Трибуна феминистки» Анжелика Белова тоже считает, что в ее городе нет абсолютно безопасных районов. Она и раньше периодически брала с собой перцовый баллончик, но теперь при поездке по незнакомому маршруту будет сверяться еще и с картой «Попутчицы».
Сама Анжелика несколько раз встречала агрессивных мужчин на многолюдных улицах в Верх-Исетском районе Екатеринбурга. По ее словам, они прилюдно обзывали ее или других женщин, комментировали внешность, на ее замечания отвечали: «Подойди сюда, я тебя сейчас ударю». Это место Анжелика хочет сама добавить на карту “Попутчицы”.
- Я думаю, этот проект важен не только для того, чтобы видеть опасные места и их обходить в городе, но и в принципе повышать осведомленность о том, что происходит. Чтобы было понятие масштабов опасности на улицах для женщин. Если в жизни женщины не встречалось подобных ситуаций, то она увидит, что много кто сталкивался с этим, и сделает выводы. Это помогает огласке, - сказала Анжелика Белова.
Сократить путь или идти по освещенной улице?
Волонтерка проекта «Попутчица» Стася считает, что не только карты, но и поддерживающее сообщество может реально обезопасить женщин на улице. Однажды она сама остро нуждалась в помощи, пусть и виртуальной.
- Я шла по улице рано утром, возвращалась из бара, - рассказала Стася. - Ко мне, очень уставшей и не очень трезвой, пристал мужчина, который потом уехал со мной домой, чего я очень не хотела на самом деле. Думаю, что этого не случилось бы, если бы в тот момент у меня был чат, куда я могла бы обратиться за поддержкой. Мне бы помогли справиться с этой ситуацией, и я бы спокойно доехала одна домой. Но чата не было, я не могла кому-то написать, поговорить в моменте, поэтому со мной случилось сексуализированное насилие. И моя цель - чтобы кому-то удалось этого избежать.
По словам Дарьи Яковлевой из Калининграда, в России в принципе нет безопасных мест для женщин. А такие феминистские проекты, как “Попутчица”, отражают эту реальность.
- В идеальном мире хочется, чтобы все женщины, мужчины и люди, у которых есть ресурс принятия решений, задумывались о безопасности на улицах, - сказала феминистка Яковлева. - Но мы живем в достаточно сложной стране с определенными консервативными тенденциями. Поэтому для меня большое значение имеет практика: если ты попала в опасную ситуацию, ты в последующем выносишь свою историю в публичное пространство, чтобы другая не попала в это. Это коллективное объединение девушек не только в активизме, но и по общей цели. Это прекрасно, и, мне кажется, выльется в более важные решения, поможет переформатировать наши города в сторону большей безопасности.
Пока безопасность на улицах городов не наступила, Анжелика Белова посоветовала женщинам носить с собой перцовые баллончики и развивать физические навыки, чтобы суметь постоять за себя. Правда, она сразу же вспомнила о многочисленных делах за «превышение самообороны» и добавила: «Иногда даже страшно за жизнь свою постоять, потому что неохота потом в тюрьму попасть».
Согласно данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2023 году за убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ) осудили 192 человека, из них 85 - женщины. Оправдано было лишь три человека, их гендерный маркер неизвестен. В отношении 14 человек уголовные дела по этой статье были прекращены.
За причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 114 УК РФ) в 2023 году было осуждено 345 человек, из них 120 - женщины. Двоих подсудимых оправдали. В отношении 258 человек уголовное дело прекратили.
В ноябре 2023 года Консорциум женских неправительственных объединений поделился итогами data-исследования о масштабах домашнего насилия в России. Эксперты изучили почти 65 тыс. приговоров, вынесенных с 2011 по 2022 год по статье 111 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью, которое не повлекло смерть потерпевшего. По этим данным, 79% женщин, осужденных за насилие к мужчинам, заявляли, что защищали себя. В 43% этих случаев суд признал поведение потерпевшего противоправным, а в 16% — аморальным.
Волонтерка «Попутчицы» Настя считает, что уличное насилие должно быть хотя бы так же на слуху, как и домашнее. Однако пока об этом говорят очень мало, и о каких-либо исследованиях на эту тему девушка ничего не знает.
— Уличное насилие распространено, и не окей, что это происходит. Не окей, что женщины не заботятся о своей безопасности, сокращают путь вместо того, чтобы идти по освещенной улице. Если об этом говорить, обнародовать эти места, можно понизить градус. И я верю, что наш проект поможет это сделать, — добавила Настя.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...