2017-1-11 14:22 |
Хакерский скандал и приписываемые России попытки повлиять на исход президентских выборов в США стали основной политической темой за считанные дни до начала президентства Дональда Трампа. Как выводы американского разведсообщества скажутся на политике Трампа в отношении России и почему даже в отсутствие твердых доказательств они могут снизить ожидания от прорыва в двухсторонних отношениях?
Правда и правдоподобие
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США вывела на сцены сразу несколько феноменов современности, требующих глубокого осмысления – постправда и кибератаки. Поддерживал ли Папа Франциск кандидата от республиканской партии своим благословением? Убеждала ли Хиллари Клинтон одиозногоВ соперника в том, что он В«безупреченВ» и поэтому должен вести предвыборную кампанию? Эти и прочие правдоподобные В«новостиВ» среди сотен других ложных сообщений находили отклик пользователей социальных сетей и распространялись с бешеной скоростью. Впоследствии они заставили говорить о постфакте и постправде – информации из ненадежных источников, которая не соответствует критериям истинности, но отвечает на эмоциональный запрос аудитории.
Действительно, упомянутые публикации появились на сайте предприимчивых программистов из Македонии, которые решили заработать на вирусных новостях, но только подлили масла в огонь конспирологических теорией, откровенной лжи и разнообразных фантазий, неразличимых в ходе состязания Трампа и Клинтон за право занять кресло в овальном кабинете.
В числе фейковых новостей могла быть и такая: президент России Владимир Путин в июне 2016 года отдал приказ о начале В«операции влиянияВ» на американские выборы с целью дискредитироватьВ Клинтон и обеспечитьВ поддержкуВ Трампу. Именно тогда группа хакеров Fancy bear, действующая, как считается, под крылом Главного разведывательного управления (ГРУ) Минобороны России лишилась доступа к серверам Национального комитета демократической партии США. Российские хакеры, в том числе Cozy beer (ФСБ), проникли в информационную систему демпартииВ за год до этого и успели собрать немалый объем внутренней переписки.
Кибершпионаж – явление к этому времени часто встречаемое и практикуемое – сам по себе скандал спровоцировать не мог. Но далее добытые путем взлома почтовых ящиков документы, свидетельствующие о том, что комитет демпартии в ущерб другим выдвиженцам делал все для победы Клинтон на внутрипартийных праймериз, были обнародованы через влиятельных посредников – WikiLeaks, сайт DCLeaks.com и румынского хакера Guccifer 2.0. Компромат подхватила машина российской пропаганды – информационный сайт Sputnik и телеканал RT, которые воздействовали на американских избирателей и убеждали их в том, что истеблишмент чинит всяческие препятствия для Трампа.
Взрывоопасный доклад без В«бомбыВ»
К сожалению для России, спецслужбы США – вест цвет американской разведки от Федерального бюро расследований и Центрального разведывательного бюро до Агентства национальной безопасности – считают, что так оно и было и доказывают свою версию в докладе В«Оценка российских действий и намерений в ходе недавних выборов в СШАВ». Из 50 страниц документа, подготовленного по просьбе президента Барака Обамы, половина предназначена для широкой общественности, а другая – строго засекречена, прежде всего из соображений защиты агентурных источников. Однако о многом говорят две детали: ФБР и ЦРУ в изложенном сюжете В«твердо увереныВ», тогда как АНБ оценило свою уверенность как В«умереннуюВ».
Второй момент связан с несколько извращенной логикой, на которую опираются бескомпромиссные утверждения, будто российский президент ставил задачу подорвать В«демократический процессВ», вывести из игры Клинтон и вытянуть собственного кандидата – Трампа. Хотя, как известно, в Кремле готовились к худшему – победе Клинтон, а триумф ее оппонента оказался приятной неожиданностью. Можно было бы предположить, что источники американской разведки явно отличаются от источников отечественных политологов и СМИ, но свои заключения они строят в числе прочего на перехваченныхВ разговорах высокопоставленных российских чиновников, которые поздравляли друг друга с В«геополитической победойВ». В связи с этим хочется спросить: не приписали ли они депутатам и сотрудникам администрации президента мнимый успех?
Более правдоподобно выглядит другая логика: Путин хотел поставить под вопрос порядочность Клинтон, опорочить бывшего госсекретаря, выставив на всеобщее обозрение ее стремление к власти и готовность идти по головам. Тем самым он рассчитывал ослабить ее в качестве президента, лишить важной для самоощущения толики легитимности. В целом же доклад трех авторитетных спецслужб США свелся к пересказу газетных статей о неприязни Путина к Клинтон, его ответе на допинговый скандал и публикацию В«панамского архиваВ», который выявил, что кремлевские деньги прячутся в виолончели.
Тем любопытнее выводы, к которым пришли американские спецслужбы: всплывшие документ демпартии оказались подлинными, но российская спецоперация не затронула главное – подсчет голосов в штатах. Тем не менее, российская пропаганда могла повлиять на настроения американских избирателей и раздуть недовольство внутри США (четверть доклада посвящена этому). Таким образом, скандал вокруг возможного, а вовсе не доказанного вмешательства во внутриполитические процессы сделал Россию фактором внутренней политики США и уже породил реальность, которая намного реальнее каких-либо твердых доказательств и фактов.
То, что во многом обеспечило победу Трампу, который одержал ее минимальным перевесом в 80 тыс. голосов избирателей в трех В«колеблющихсяВ» штатах и заполучил большинство голосов выборщиков, стало для него же проблемой. Если спецслужбы от косвенных доказательств перейдут к прямым и найдут подтверждение координации действий штаба Трампа с Москвой, то новому президенту, скорее всего, будет грозить импичмент.
Самолюбие и санкции
Казалось бы, уходящий президент Обама уже дал асимметричный ответ на хакерские атаки России – ввел новую порцию санкций, которая затронула ГРУ и ряд дипломатических сотрудников, связанных со Службой внешней разведки России, которые оказались как бы ни при чем, но были выдворены из США. В Москве посчитали санкции В«символическимиВ», и отказались платить той же монетой – высылать американских дипломатов. Хотя Обама создал опасный прецедент, введя санкции без неопровержимых доказательств вины и причастности.
Трамп, ознакомившийся с докладов разведчиков 6 января, на день позже Обамы, выразил свое недоверие к изложенной информации и в очередной раз с присущим ему косноязычием и небольшим словарным запасом назвал хорошие отношения с Россией В«хорошей вещьюВ», пообещав, что при нем Москва будет больше уважать Вашингтон. Однако во временной администрации Трампа позднее признали правомерность выводов разведки. Зачем же Трамп через Твиттер спорит с разведсообществом и республиканцами в Конгрессе, обсуждающими новые санкции против России, в том числе против нефтегазового сектора?
С одной стороны, он ввязывается в полемику из чувства задетого самолюбия – его победа была честной и обошлась без посторонней помощи; с другой, он может вести двойную игру и специально раззадоривать сторонников жесткой линии в отношении России, чтобы обеспечить себе В«алибиВ», если заявленного им сближения с Москвой так и не случится. Так, например, самолюбие не позволит ему согласиться быть В«марионеткой ПутинаВ», пусть и в чужих глазах, а не на самом деле, но доказывая обратное, он будет ожесточать противников, пока окончательно не закроет для себя возможность отменить антироссийские санкции.
Навязанный ему хакерский сюжет, на который Трамп вынужден реагировать, уже ограничивает его маневры в диалоге с российским руководством: как президент он должен психологически выйти из состояния предвыборной гонки и увидеть в атаке на серверы демократической партии прямую угрозу государственной безопасности и правительственным институтам своей страны. Теперь он должен отстаивать не личные или партийные предпочтения, но интересы государства.
В Москве, как выразился пресс-секретарь президента, безусловно, устали от обвинений во взломах, но такова цена геополитического влияния, к которому так стремились в Кремле. Устали еще и потому, что неудобную тему хочется быстрее закрыть и перейти к долгожданному сотрудничеству, а не разжигать новый конфликт. Однако сколько-нибудь внятных идей сотрудничества пока нет, а поводов для конфронтации – масса, в том числе и кибератаки в качестве признаков продолжающейся гибридной войны.
По всей видимости, пора пересматривать надежды, связанные с победой Трампа, и заняться реальными делами. Так, например, совершенно незамеченными проходят высказывания новоизбранного президента о наращивании ядерного потенциала и новой В«гонке вооруженийВ». А пока в Москве еще на что-то надеются, у Трампа, который не любит сдавать козыри, появился еще один:В провалившиеся попытки очередной В«перезагрузкиВ» всегда можно будет оправдать происками В«русских хакеровВ», которые в информационной реальности постправды стали абсолютно неопровержимымВ В«фактомВ».
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...