2021-3-20 11:33 |
Завиральное интервью Байдена и все-таки прозвучавшие извинения. От кого? Ответ Путина. И что все упустили?
Америку покидает российский посол Анатолий Антонов. Он едет в Москву, чтобы обсудить, как с Америкой быть дальше. Интересная деталь: перед отъездом из Вашингтона посол Антонов на странице российской дипмиссии в Facebook выразил благодарность тем американцам, которые в эти дни прислал письма, в которых приносили извинения за необдуманные заявления своих лидеров.
Но Байден извиняться не собирается. На взгляд "Вестей в субботу", один из самых точных комментариев дал Федор Лукьянов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", а с недавних пор – ведущий программы "Международное обозрение" на "России 24".
- Федор Александрович, я почитал прессу. Не только западную. Хотя не могу не отметить лондонскую Daily Mail, в которой вышла статья со списком "жертв" Путина. К ним отнесены Виталий Чуркин и Андрей Карлов. Сильно.
- Странно, что недавно погибший посол Италии в Конго не попал туда. Очевидно же.
- Я обратил внимание на то, что пишут в развивающемся мире. Потом мы, наверное, поговорим про китайцев. Крупнейшая правая газета Бразилии Folha de S.Paulo пишет об иронизирующем Путине. Крупнейшая правая аргентинская газета La Naсion вспоминает слова Трампа, которого тоже ведь спрашивали про убийцу. Он сказал: вы что думаете, мы что ли невинные? Это самое близкое, где наши коллеги подошли к тому, о чем, тем не менее, никто не написал. А как это вообще, что глава государства говорит о главе другого государства другого, такие слова? Или все старые приличия можно забыть?
- Я думаю, что можно забыть. Конечно, на таком уровне, пожалуй, это первый раз. Но если вспомнить выступление в парламенте тогдашнего министра иностранных дел Бориса Джонсона, который через день после истории со Скрипалями просто объявил, что у них точные сведения, что Путин лично приказал.
- Потом, правда, как это принято у британских премьеров, премьер такие вещи не говорит.
- Поэтому мне кажется, что мы перешли в эпоху, когда политес отброшен совсем. Чем это объясняется? Наверное, есть много причин. Одна из них – это тотальное распространение новых средств коммуникаций, которые диктуют стилистику.
- Тwitter.
- Любой человек может при определенном стечении обстоятельств и навыков просто стать имиджмейкером, то есть на самом деле произошла демократизация. В дипломатии это всегда была такая кастовая вещь, все-таки аристократическая. Сейчас это разрушается. Вопрос: к кому обращался Байден? Он к Путину обращался. Думаю, что нет. Потому что ему главное – показать своим избирателям, какой он Батыр, такой вот настоящий.
- Это все прекрасно, может быть, он своим избирателям и показал Батыра. Но он с ядерной державой разговаривал.
- Нет. В том-то и дело. А другое его не беспокоит.
- Ведь когда Байден в компании Нэнси Пелоси и так далее занял политический олимп США, многие вспомнили о временах Константина Черненко. Россия прошла такой период, когда средний возраст правителей приближался к 80 годам. Может, он не понимал, что он говорит?
- Нет, это легче всего списать на маразм. Я специально пересмотрел этот момент. Он старый, но я бы не сказал, что он не понимает. По-моему, он даже сказал с некоторой бравадой. То есть он прекрасно осознавал все, что он говорил. Даже если предположить, что вдруг это была какая-то случайность, но можно как-то отыграть.
- Нет, тем более это была запись, поэтому можно было попросить убрать что-то.
- Во-первых не убрали, во-вторых, Белый дом устами официального представителя подтвердил. Нет, он это имел в виду.
- И что с ним вообще после этого разговаривать?
- Вот это вопрос. На мой взгляд, отзыв посла или, как это называется, приглашение на консультации, – это минимум, что можно было сделать. Тут есть такой момент. Мы с вами говорили о Twitter и прочей дипломатии…
- "Мегафонная", как ее еще называют.
- Понимаете, не "мегафонная". Мегафон – это ты вышел и заорал. А в Twitter тебя не видно. Какая этика в соцсетях? Ты можешь нести все что угодно.
- Но здесь было по телевизору, и это президент Соединенных Штатов.
- Да, но стилистика оттуда взята. И вот это ощущение, что слова и дела начинают расходиться очень далеко, и пускание дымовых завес – это главное дело политических лидеров, может служить некоторым утешением, потому что раньше что дальше должно было бы последовать?
- Война.
- Если не война, то какие-то были бы очень серьезные демарши. А сейчас уже все привыкли.
- А вот Владимир Васильев из Института США и Канады выдвинул такую версию, что это дымовая завеса вообще для другой операции. Это Байдена выставляют таким, чтобы к концу года вице-президент Камала Харрис, используя 25-ю поправку к Конституции США, когда "президент не способен управлять страной", заняла бы его место.
- Я, к сожалению, скуден умом для столь сложного анализа. Я не могу ничего сказать. Я как-то не очень в это верю, но специалистам виднее.
- Интересно, что сейчас думают союзники Соединенных Штатов? В России больше всего наделало шуму "киллер", "убийца". Байден же очень интересно рассказывал про Саудовскую Аравию. Во время предвыборной кампании вы обещали, что лично накажете саудовских лидеров, если их признают виновными в смерти Хашогги. Вот их признали, в том числе и Мухаммеда ибн Салмана. Выяснили, что он лично распорядился об этом. Однако никаких санкций вы не ввели. Почему нет?
- Есть три причины. Во-первых, я и опубликовал этот доклад. Он готовился какое-то время, но так не вышел. Так вот я настоял на публикации. Во-вторых, когда я говорил с королем, его отцом, я явственно дал понять, что все должно измениться. И я настаивал на нескольких вещах. Во-первых, привлечь к ответственности всех людей из этой организации.
- Но не самого наследного принца?
- Не наследного принца, потому что мы никогда, насколько я знаю, не наказывали действующего главу государства, с которым у нас союз. И не подвергали его остракизму.
- Значит, принца Саудовской Аравии нельзя трогать, потому что он союзник. Но я сейчас другую историю хочу рассказать. Все знают, как Меган Маркс обвинила британскую королевскую семью в расизме. Примерно такая же технология. Бросаешь обвинение, а там уже оправдывайтесь. Меньше обратили внимание, на то, что британцы, с одной стороны, объявили о ревизии своей ядерной программы, подчеркнули союзнические отношения с Соединенными Штатами, но что за это поимели? Недавно Байден встречался с ирландским премьер-министром, Харрис – с первым министром Северной Ирландии, и из американских уст ни слова не было сказано про Соединенное Королевство. Но это же тоже получается, ладно с русскими, своих вот так.
- Союзники, мне кажется, сейчас находятся в очень смущенном состоянии, потому что в Европе все молились, почти все, чтобы, наконец, ушел этот страшный морок под названием Дональд Трамп, который ругается, хамит и изгаляется над ними.
- Обижает НАТО с Евросоюзом.
- В общем, плохой человек. Бог внял молитвам, политически забрал Трампа. И Байден, уже не знаю, раз семь, наверное, сказал, что Америка вернулась. Вот встречайте – мы снова с вами. При этом, с одной стороны, все радуются и рукоплещут, с другой, – за этими рукоплесканиями угадываются очень, как это говорят, "меня терзает смутное сомнение". Потому что то, что мы только что обсудили, эти дымовые завесы, действительно относится ко всему. Как мне представляется, задача Байдена и его команды – на словах показать, что, ребята, спокойно, теперь все будет, как при бабушке, при дедушке, не волнуйтесь. Солдат ребенка не обидит. На деле переосмысление стратегических приоритетов США началось не при Трампе и не Байденом закончится. Европейцы это понимают или чувствуют как минимум. Если ты живешь уже в мире, когда на самом деле рассчитывать стопроцентно ни на кого нельзя.
- Только на самого себя.
- Да.
- Получается, Америка самострелом занимается?
- Я не думаю, что это самострел. Потому что Америка уверена, пока, к сожалению, довольно обоснованно, что от нее никто никуда не денется, если она этого не захочет. Что Байден сказал про Россию? Путин – "убийца", но когда нам надо, мы с ним будем иметь дело. Это значит, он уверен, что когда им надо, то, конечно, Путин скажет: ну, да, Джо, естественно, давайте обсудим.
- Но такого же не будет.
- Такого не будет. Но если говорить о союзниках, такое быть может. Но при этом все понимают, что это переходный этап. Да здравствует Дональд Трамп, который это хотя бы говорил открыто.
Подробнее читайте на vesti.ru ...