2016-7-4 16:16 |
Россия и Турция договорились нормализовать отношения после инцидента со сбитым бомбардировщиком Су-24. В частности, Москва готовит отмену санкций в отношении турецкого импорта. Анонсируя «поэтапную» отмену санкций, премьер Дмитрий Медведев отметил, что Россия не будет специально расчищать экономические ниши под турецкие товары, а снятие ограничений произойдет не в ущерб российским производителям. По мнению экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина, восстановление отношений России и Турции улучшит состояние российского бизнеса. В свою очередь, в МИД Турции напомнили о цели по наращиванию товарооборота между странами до 100 млрд долларов. Для каких секторов экономики нормализация будет со знаком плюс, а для кого возвращение турецких товаров окажется ударом? Как нормализация повлияет на экономический рост и товарооборот? И восстановится ли турпоток до прежних значений?
В
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ В«ФИНАМВ»: На мой взгляд, отмена санкций, при прочих равных, действительно положительно скажется на экономиках России и Турции. Развитие торговых отношений, несмотря на возможное ухудшение торгового и платежного баланса положительно скажется на показателях деловой активности в широком перечне отраслей – сельском хозяйстве, туризме и т.д. Участники рынка будут вынуждены из-за усиления конкуренции инвестировать в основной капитал (что подстегнет экономический рост), а также снижать цены на некоторые товары и услуги.
Тем не менее, не стоит ждать кардинального изменения с точки зрения макроэкономики. К примеру, до введения санкций со стороны РФ, в общем объеме российского импорта продовольствия на Турцию приходилось не более 4%. Основные статьи категории – плодоовощная продукция и орехи. Таким образом, из-за сравнительно низкого объема поставок отмена санкций даже на фоне пика сезона сбора урожая практически никак не повлияет на российских производителей в плане снижения наценки из-за снижения цен на прилавках. Впрочем, как в свое время они не повлияли на них при введении. Чуть более заметный ущерб понесут не производители, а сфера услуг из-за открытия турецкого направления для туризма. Согласно данным официальной статистики, всего в 2014 году Турцию посетили более 4,38 млн граждан России. Таким образом, с учетом корректировок на ослабление нацвалюты и снижение реальных доходов населения из-за сложной экономической конъюнктуры, после отмены ограничений по данному туристическому направлению возможно восстановление турпотока до 2-3 млн уже к 2017 году. При этом, в 2016 году показатель вряд ли превысит 0,8-1 млн, поскольку турагентствам понадобится до нескольких месяцев на восстановление деловых контактов.
Цель по наращиванию товарооборота до 100 млрд долларов – политическая. Очевидно, что показатель зависит от политических решений по экспорту углеводородов и курсов валют.
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: Турция в течение многих лет являлась значимым торговым партнером России, третьим по объему торговли после Евросоюза и Китая. Товарооборот двух стран в 2014 году, накануне кризиса в двусторонних отношениях, достиг максимального значения в 31 млрд долларов. С учетом услуг (в том числе туристических услуг) в 2014 году оборот торговли между двумя странами вышел на максимум в 44 млрд долларов. Но уже в 2015 году оборот торговли между двумя странами без учета услуг сократился почти на четверть до 23 млрд долларов. В первом квартале текущего года объем торговли между Россией и Турцией упал еще на 11% к первому кварталу 2015 года. Торговые отношения двух стран зашли практически в тупик. Россия – крупнейший поставщик газа в Турцию, а Турция – один из крупнейших потребителей российского газа после Германии, Италии и Франции. Также Россия поставляет в Турцию нефтепродукты и металлы, продукцию машиностроения, а Турция в Россию – овощи и фрукты, овощные и фруктовые консервы, растительное масло, текстиль, одежду и обувь, а также ряд иных потребительских товаров. Выиграют от нормализации отношений, безусловно, российские производители сырьевых и иных экспортных товаров, турецкие производители овощей и фруктов, а также российские потребители, для которых российское эмбарго на сезонные овощи и фрукты из Турции стало одним из факторов роста потребительской инфляции в конце 2015 года. Сейчас, тем более в летний период, возвращение турецких овощей и фруктов на российский рынок может понизить цены на определенные виды растительной продукции из Турции. С другой стороны, возвращение турецкого текстиля, а также одежды и обуви на российский рынок может потеснить отечественных производителей, у которых в текущем году только начался рост производства. Но конкуренция на таких рынках может мотивировать отечественных производителей снижать цены.
Мы полагаем, что цены на определенные виды сезонных овощей и фруктов с учетом начала поставок этого товара из Турции могут понизиться от 0,5 до 2,5%. Это сыграет свою роль в снижении инфляции и ее выходе на уровень в 5-6% в 2016 году. А снижение инфляции и укрепление рубля будет стимулировать рост в обрабатывающей промышленности. Увеличение товарооборота до 100 млрд долларов в год возможно, если будет реализован проект газопровода В«Турецкий потокВ».
Туристический поток из РФ в Турцию в ближайшие три года, по нашей оценке, будет расти на 20-25% в год. Уже за три дня после того, как санкции в отношении туризма в Турцию были отменены, Турция вновь стала лидером среди туристических направлений, предлагаемых туроператорами. Безусловно, Турция еще долго останется популярным курортным направлением, так как внутри России и вне России трудно найти адекватную замену турецким курортам по соотношению цены и качества. Что касается террористической угрозы, в этом контексте в настоящее время опасно ездить в Стамбул, но российские туристы, приезжающие на отдых, не часто ездят туда на экскурсии, так как с Анатолийского побережья в Стамбул можно быстро добраться только самолетом, а это не дешевое удовольствие. Более опасны для российских туристов дальние экскурсии на автобусах, так как есть опасность попасть в аварию. Для внутреннего туризма Турция не представляет угрозы, поскольку Сочи, даже при такой развитой инфраструктуре, как сегодня, более популярен зимой как горнолыжный курорт, а летом Турция остается более привлекательной, хотя бы потому, что в Сочи высокая влажность, и такой климат не всем подходит, а в Турции климат более В«дружелюбныйВ», даже для гостей с севера, как мы. Иные курорты Краснодарского края пока еще только подтягиваются к уровню Сочи. Со временем конкуренцию Турции может составить Крым, и особенно его южное побережье, но это произойдет не ранее, чем его инфраструктура будет соответствовать мировому уровню. Но нельзя не признать, что для любителей экскурсионного отдыха Крым уже сегодня более предпочтителен, чем Турция, и, что особо важно, более безопасен с точки зрения более низкой террористической угрозы в сравнении с Турцией.
В
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: На самом деле достаточно трудно оценить последствия снятия экономических санкций в отношении Турции, поскольку сам режим просуществовал чуть более полугода, срок недостаточно продолжительный для того, чтобы оценивать их последствия для России и Турции даже в разрезе текущего года. По итогам первых шести месяцев 2015 года, то есть еще до введения ограничений, российско-турецкий товарооборот снизился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, собственно, снижался он вплоть до введения санкций и по вполне рыночным причинам. Учитывая, что девальвация рубля привела к удорожанию импортируемых товаров, спрос на выросшие в цене турецкие фрукты и овощи, чья доля на российском рынке, откровенно говоря, даже в лучшие годы оценивалась в считанные проценты, стали менее конкурентоспособны, а потому их исчезновение с прилавков в январе практически отразилось на росте темпов инфляции, которая уже четвертый месяц подряд демонстрирует существенное замедление, находясь вблизи таргетируемых 7%. Собственно, снятие ограничений на ввоз турецких продуктов так же вряд ли скажется на инфляции и индексе потребительских цен.
Отмечу, что, несмотря на сокращение турецкого импорта, экспорт практически не претерпел изменений. По сути, Турция так и не отказалась ни от российского газа, ни от российского же зерна, впрочем, сделать это, учитывая лидирующие позиции российских экспортеров и отсутствие выгодных альтернатив, было бы крайне сложно без ущерба для турецкой экономики.
Что касается турпотока, то здесь ситуация выглядит двояко: с одной стороны восстановление до прежних высот позитивно скажется на деятельности туроператоров и авиаперевозчиков, с другой стороны, этот процесс будет негативно сказываться на внутреннем туризме, а следовательно российские курорты, в первую очередь, Краснодарский край и Крым могут недополучить несколько миллиардов долларов, которые туристы предпочтут оставить где-нибудь в Анталии. Тут риски, безусловно, высоки, особенно учитывая тот факт, что за последние полгода российские отельеры, работая по сути в отсутствие серьезной конкуренции в бюджетном сегменте, повышали цены, снижая собственную конкурентоспособность.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Нормализация отношений с Турцией это возврат Турции на наши рынки. Это принесет пользу нашим туроператорам, но ударит по нашим текстильщикам и сельхозпроизводителям, которые только начали подниматься. Так что ни однозначного плюса, ни однозначного минуса не будет.
Ценообразование сегодня стало сложным процессом, и конечная цена зависит не только и не столько от цены поставщика. Кроме того российский бизнес вынужденно нацелен не на прибыли, а на сверхприбыли, причина чему – отсутствие механизмов ограничения эгоизма бизнеса с одной стороны и коррупционная рента с другой. Поэтому усиление конкуренции не приводит в сегодняшней России к удешевлению товаров на розничном рынке. А значит, на инфляцию это тоже не повлияет. Так что улучшения жизни ждать не стоит. Товарооборот может вырасти существенно. Но вряд ли это будет очень быстро. Туризм в полную силу заработает уже в следующем году, а сельскохозяйственные поставки будет тормозить наше сельхоз сообщество (лобби).
Турпоток восстановится. Но, во-первых, не сразу. Технологически не получится нарастить его слишком быстро – транспортные возможности не позволят. А там и сезон закончится. Так что можно говорить лишь о следующем сезоне. Во-вторых, до прежних значений дело вряд ли дойдет. Террористическая угроза в Турции осталась и, похоже, она нарастает. А при всей бесшабашности российского туриста жить он все-таки хочет.
Так что былого размаха не будет. С другой стороны в России всегда не хватало курортов. Так что внутренний туризм серьезно не пострадает. Скорее, пострадает сегмент экзотических поездок для среднего класса – Куба, Гоа и так далее.
Роман Кузнецов, аналитик QBF: Увеличение товарооборота с Турцией окажет позитивное воздействие на ускорение восстановления экономики РФ. Однако, учитывая то, что в 2015 году объем оборота составил лишь 23 млрд долларов, достижение планки в 100 млрд может являться скорее долгосрочной целью, нежели реалией завтрашнего дня. На этом фоне влияние нормализации отношений с Турцией может прибавить не более 0,1% ВВП по итогам 2016 года.
Несмотря на то, что россияне отмечают снижение уровня безопасности для пребывания в Турции, ключевые курортные зоны расположены на юге и юго-западе страны, в то время как ключевая зона конфликта - восток, ближе к границе с Сирией. Из-за этого россияне могут частично проигнорировать вопросы безопасности в пользу дешевизны отдыха. На этом фоне мы ожидаем, что путевки в Турцию вновь вернут себе статус самого популярного туристического маршрута, что автоматически приведет к падению спроса на внутренний туризм.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...