2016-9-4 19:15 |
В китайском Ханчжоу начался саммит Большой двадцатки (G20). На нем Владимир Путин провел ряд важных переговоров. В числе собеседников российского лидера новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Барак Обама.
Эти и другие встречи отличались рядом любопытных деталей. Для России саммит двадцати ведущих государств планеты имеет особое значение. Когда, после событий весны 2014 года, страна была исключена из «Большой восьмерки» (там, кроме России, находились Италия, Германия, Великобритания, США, Канада, Франция и Япония), встречи в рамках G20 стали главным из авторитетных международных клубов, куда входит российское руководство и где лидеры государств могут с глазу на глаз и вместе обсудить главные проблемы мировой политики и экономики.
Более того, они стали для России адекватной заменой «восьмерки». Ведь все ее члены входят в «Большую двадцатку». Участниками саммитов G20 являются Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз.
Первыми важными переговорами, которые провел Путин в Ханчжоу, стала беседа с хозяином мероприятия председателем КНР Си Цзиньпинем. Она началась с подарка. Российский президент преподнес Си Цзиньпиню коробку российского мороженого. Его председатель КНР очень любит. «Мы дома едим это мороженое. У вас лучше сливки, поэтому оно у вас особенно вкусное. Мне очень нравится. Спасибо за эту любезность», сказал Си Цзиньпин. Китайский лидер вообще в этот день не скупился на похвалы северному соседу. Так, он подчеркнул, что «Китай рассматривает процветание России как свой собственный шанс в развитии». КНР, как известно, крупнейшая из стран, не присоединившаяся к антироссийским санкциям. Это последние годы определяет повестку российско-китайских контактов, где доминируют экономические вопросы. Так было и сейчас.
На полях саммита в Ханчжоу Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) в лице своих руководителей Алексея Миллера и Ван Илиня подписали контракт на строительство подводного перехода под рекой Амур трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» давно ожидаемое событие. Этот газопровод, пожалуй, самый значимый российско-китайский экономический проект последнего времени. Предполагается, что по нему в течение последующих 30 лет будет осуществляться транспортировка до 38 млрд кубометров газа в год из сибирских газовых месторождений.
Кстати, Путин и Си Цзиньпин напомнили о том, что обе страны входят в общее экономическое интеграционное объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), встреча глав которого прошла там же, в Ханчжоу. Путин, в частности, призвал вывести на полноформатный режим работы пул валютных резервов и общего для стран БРИКС Нового банка развития. Стратегия банка, по мысли российского президента, могла бы позволить приступить к кредитованию в национальных валютах стран четверки и к реализации конкретных экономических проектов.
Путин также обратил внимание на то, что Всемирная торговая организация постепенно утрачивает статус единственной площадки для выработки правил мировой торговли. Ответственность за это он косвенно возложил на США, упомянув два транснациональных экономических проекта, где важную роль играют американцы Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерство. «Считаем, что это «ответ» некоторых наших партнеров на сложности, с которыми мы столкнулись в ходе переговоров в рамках ВТО. Но это не лучший способ решать проблемы, лучший способ это все-таки договариваться, выйти на компромисс», цитирует его РИА «Новости».
А вот беседа Путина с новым премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, прошедшая за закрытыми дверями, была посвящена отнюдь не экономике, что понятно. Британские власти являются убежденными сторонниками и лоббистами санкций против России. Как рассказал журналистам глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев, на встрече Путина и Мэй обсуждались «вопросы безопасности, вопросы борьбы с террористической угрозой, вопросы урегулирования в Сирии, борьбы с наркотрафиком, вопросы авиационной безопасности». По его выражению, шел «поиск соприкосновения тех точек, где можно возобновить диалог».
Эти точки соприкосновения, похоже, окончательно найдены с другим не всегда удобным для России партнером Турцией. Судя по словам Улюкаева, на встрече Путина и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана обсуждалась отмена последней из экономических преград для двустороннего сотрудничества введенного год назад взаимного российского и турецкого эмбарго на поставку некоторых товаров, в частности, продукции животноводства. «Мы работаем над тем, чтобы снять эти ограничения», сказал он, дав понять, что ждать отмены эмбарго осталось недолго.
Кстати, встреча двух президентов началась с того, что Эрдоган поблагодарил российского президента за возобновление чартерных рейсов с Турцией. Любопытная деталь: во время церемонии фотографирования лидеров «двадцатки» турецкий президент стоял по правую руку от российского лидера. По левую был президент Франции Франсуа Олланд, с которым, а также канцлером Германии Ангелой Меркель Путин традиционно проводит беседы, в частности, об урегулировании ситуации на Украине.
Интересно, что самый скользкий вопрос в отношениях России и Турции (ситуация в Сирии) Путин затронул лишь в рамках встречи БРИКС, а отнюдь не после разговора с Эрдоганом. Российский президент отметил, что «Исламское государство» представляет глобальную угрозу, обратил внимание на важность действий российских военных в Сирии и напомнил, что России вместе с другими партнерами удалось успешно поддерживать режим прекращения огня в ряде сирийских регионов. «Окончательно конфликты подобного рода могут быть решены исключительно политическими средствами», цитирует его слова РИА «Новости».
Известно, что Сирия обсуждалась в Ханчжоу в ходе встречи главы МИД России Сергея Лаврова с американским коллегой Джоном Керри. Вскоре после этого источник сообщил информагентствам о предстоящих 5 сентября переговорах Путина и Обамы, которые не значились в повестке саммита. Источник утверждает, что переговоры пройдут по американской инициативе.
Вообще, с визитом Обамы в Ханчжоу было связано много неожиданного и странного. Сам прилет американцев в город начался со скандала. Перед самолетом Обамы не оказалось красной дорожки и трапа. В результате президент вынужден был спускаться по аварийному трапу. Причем китайцы попытались запретить журналистам пула американского президента вести съемку на месте действия. Китайская сторона утверждает, что американцы от трапа и красной дорожки почему-то сами отказались, что по меньшей мере необычно и никак не вяжется с дипломатическим протоколом.
А в ходе фотографирования лидеров «двадцатки» необычно повел себя уже сам Обама. Он, против обыкновений, не стал пожимать руку российскому лидеру. Что, как оказалось, не помешало ему настоять на беседе с глазу на глаз.
Теги:
внешняя политика России, Россия и США, Россия и Китай, G20
Закладки:
.
Подробнее читайте на vz.ru ...
Источник: vz.ru | Рейтинг новостей: 345 |