2016-11-7 14:43 |
На прошлой неделе замминистра финансов Максим Орешкин заявил, что в Минфине не ожидают существенного влияния выборов США на российскую экономику. Несмотря на спокойствие российского казначейства, рынки пугает неопределенность и риски, связанные с исходом выборов, которые пройдут 8 ноября, в том числе возможность «черного лебедя» – победы кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа, который разделяет идею протекционизма и может развязать торговые войны, в частности с Китаем. Аналитики Barclays прогнозируют рост фондового рынка США на 11-13% при победе Клинтон и его падение на 2-3%, если президентом станет Трамп. Чья победа на выборах президента США будет более негативной для российской экономики в кратко- и долгосрочном плане? Какие потенциальные выгоды может получить Россия от исхода американских выборов? Окрепнет «россиянин» при победе Трампа и ослабнет при победе Клинтон или все не так однозначно?
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: Российский фондовый рынок уже настроился, по всей видимости, на победу Хиллари Клинтон, настроения сменились на умеренно оптимистические. Но, на мой взгляд, исход выборов в США 8 ноября может быть абсолютно любым, и данные социологических опросов после выборов не будут иметь никакого значения. На данный момент обоих кандидатов отделяют друг от друга всего 2-3%, это статистическая погрешность.
Кто для нас хуже и кто хуже для развивающихся стран? Вопрос сложный. На мой взгляд, если победит Клинтон, то это может оказаться для России, как ни странно, долгосрочным позитивом. Хотя бы потому, что есть значительный шанс, что вмешательство США в дела Европы, а значит, и России, уменьшится. Это будет связано с тем, что Клинтон не будет иметь такого авторитета, как ее предшественники в момент, когда только были избраны. Не только американцев, но и европейцев раздражает то, что Америкой управляет, по сути, одна и та же семья, а эти люди еще пытаются учить остальной мир демократии. После победы Клинтон США учить остальной мир демократии станет намного сложнее. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что имидж Клинтон и ее мужа, бывшего президента США, сильно подпорчен утечкой о сомнительных сделках фонда Клинтонов с Саудовской Аравией, и то, что Хиллари уже в солидном возрасте, да и здоровье пошаливает…
Европа всегда слушалась США, когда у нее был сильный президент, а слабеющего президента бояться не будут. То же самое можно сказать о многих развивающихся странах, прежде всего о тех, которые возмущены тем, что США грубо вмешиваются в выборы и внутриполитические процессы по всему миру. Так что есть шанс, что антироссийские санкции Евросоюза будут отменены достаточно скоро, невзирая на то, кто придет к власти. Но так ли для нас это важно? Ведь тогда придется и продовольственное эмбарго отменять, что невыгодно нашим производителям.
Также нужно принять во внимание, что при республиканцах во время правления Буша-младшего Россия и США в августе 2008 года все-таки имели В«гибридныйВ» военный конфликт, который был В«гибриднымВ» только со стороны США, прятавшихся за не очень-то широкой спиной Грузии. И в этом конфликте США потерпели вполне очевидное поражение от России, которая не скрывала, что пришла оказать военную помощь своим гражданам и мирному населению Абхазии и Южной Осетии. А при демократах во время восьмилетнего правления Обамы очень ужесточилась риторика с обеих сторон, по инициативе США против России были введены экономические санкции, но на экономику России они не повлияли, и открытых военных конфликтов с США у России в этот период уже не было. Поэтому даже если внешняя политика при Клинтон будет такой же, как и при Обаме, то, по крайней мере, она будет предсказуемой.
В Трампе многих смущает его непредсказуемость и склонность делать недостаточно продуманные заявления. Например, в Мексике победы Трампа подавляющее большинство граждан не хотело бы, так как они опасаются, что Трамп отменит соглашение о свободной торговле с Мексикой. Конечно, России симпатично то, что Трамп говорил о Крыме и даже не исключал отмены санкций против Крыма. Все это хорошо, но, в случае своей победы Трамп может изменить риторику. Он не изменит, допустим, мнение, но за отмену санкций может попросить ответной услуги от России, и нужно понять, не окажется ли такая плата для России неподъемной. Кроме того, Трамп пока не дистанцировался от таких одиозных фигур в республиканской партии, как Маккейн. И нет гарантии, что эти личности не будут впоследствии влиять на внешнюю политику США, если Трамп победит.
Влияние выборов на фондовый рынок сложно предсказать пока, но, скорее всего, в случае победы Клинтон можно будет ожидать роста американского фондового рынка, а также товарных рынков, а в случае победы Трампа – краткосрочного обвала рынка, которое потом сменится покупками, так же как и в случае В«БрекзитаВ». Доллар будет укрепляться в любом случае, и высока вероятность, что ФРС повысит процентную ставку, что также повлияет на укрепление доллара. Однако укреплению доллара есть предел – это конкурентоспособность американских товаров на международных рынках. В США не будут заинтересованы в сильном укреплении доллара. Для рубля риски есть, но они, по нашему мнению, не сильно будут связаны с итогами выборов в США. Но от краткосрочной панической реакции спекулянтов, кто бы ни победил, рубль не застрахован.
В
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК В«СОЛИД МенеджментВ»: Управление американской политической системой производится крупными корпорациями, которые поддерживают в большей степени Клинтон. Серьезного влияния на экономику и политику ни одна из кандидатур в президенты не окажет. У одной проблемы со здоровьем и большие В«долгиВ» перед спонсорами, а у другого нет опыта политического руководства, то есть будет зависимость от компетентности команды. В любом случае движение США будет идти в том же направлении, что и сейчас, продолжится поиск обнуления долгов государства, в том числе радикальными методами (шантаж, подкуп, войны, давление через систему СМИ и интернет). Если вдруг Трамп победит и начнет проводить в жизнь те реформы, о которых он говорит, то их неизбежно будут корректировать В«неудачникиВ» из стана Клинтон. Степень коррекции может достигать 100%, когда изменения будут только продекларированы, но влиять на экономики мира и России станут больше по политическим причинам.
Прогноз Barclays вероятен, исходя из представленных в стане Клинтон корпораций. Краткосрочные колебания будут довольно сильными, поскольку спекуляции будут производиться на десятки миллиардов долларов. В любом случае, для инвесторов и крупного капитала оба кандидата являются неприемлемыми, поскольку США вступили в эпоху сложного времени. Им требуется сильный и компетентный лидер, а не очередные фигуры на кресле президента. Команды кандидатов также слабы в политическом и экономическом поле, поскольку большая часть риторики относится к обыкновенной демагогии и популизму. К сожалению, заметить сильные стороны кандидатов очень сложно…
Нефть будет меняться в стоимости в дни выборов, поскольку оценка ее в долларах создает привязку к колебаниям на американском рынке. Рубль просядет при выборе Клинтон на несколько дней и укрепится при выборе Трампа. Просадка может стать началом коррекции на рынке, когда инвесторы начнут фиксировать свои прибыли в валюте и ориентироваться на падение рынка ими же и созданное для вывода активов. То есть произойдет очередная волна вниз, после которой возобновится восстановление рынка.
В
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что обещания кандидатов в ходе предвыборной борьбы носят достаточно популистский характер. После выборов и победы одной из сторон, большая их часть, скорее всего, будет пересмотрена. Тем не менее, риторика Дональда Трампа, на мой взгляд, выглядит более конструктивной в обсуждении целого ряда российско-американских разногласий.
По моему мнению, на данном этапе о каком-либо выигрыше нашей страны от итогов президентских выборов в США, рассуждать преждевременно. Это же касается и отмены антироссийских санкций. Демократическая партия США имеет большинство в американском Сенате и Конгрессе, поэтому даже в случае победы, кандидату-республиканцу Дональду Трампу потребуется время для осуществления своей программы. В свою очередь, победа кандидата-демократа Хиллари Клинтон на президентских выборах, в соответствии с ее заявлениями, может означать, что антироссийские санкции продлятся еще длительное время.
Послушав предвыборные речи обоих кандидатов, я полагаю, что демократы могут быть заинтересованы в дальнейшем стимулировании американской экономики. Возможен запуск новой программы количественного смягчения и минимальный рост ставок ФРС в декабре. Теоретически, его может и не быть совсем. В этом случае, рынки могут начать расти как в 2009 году, после запуска количественного смягчения. В свою очередь, республиканцы, по моему мнению, могут повысить ставки, ограничить доступ к госкредитам и начать процедуру банкротства неэффективных банков и корпораций. Исходя из таких предположений, я согласен с прогнозами Barclays по поводу возможной реакции рынков на итоги выборов в США. На мой взгляд, крупным инвесторам гораздо больше подходит Хиллари Клинтон, так как ее программа экономического стимулирования, вероятно, облегчит доступ к В«дешевым деньгамВ». У Дональда Трампа, вероятно, противоположное мнение, что нужно ужесточить денежную политику.
На мой взгляд, в случае победы Хиллари Клинтон, индекс доллара и цены на нефть могут повыситься. Соответственно, при победе Трампа – наоборот. Относительно курса российского рубля, я полагаю, что в случае победы Хиллари Клинтон он может заметно обвалиться к доллару США. Если победит Дональд Трамп, то я полагаю, что рубль сохранит текущие позиции или незначительно укрепится.
В
Александр Шустов, генеральный директор МФО В«Мани ФанниВ»: Влияние исхода президентских выборов в США на экономику России действительно преувеличивается, но это нормально, так устроены рынки: из небольших инфоповодов толпа игроков и инвесторов способна раздуть большое событие, которое приведет к росту волатильности. Собственно, рост волатильности и будет результатом выборов и первой недели после них. Победа республиканца Трампа будет означать слабый доллар и чуть дорожающую на этом фоне нефть, но это в моменте. При грамотной внешнеэкономической политике Трамп может вывести экономику США на новые рубежи, в течение года укрепить доллар, вселить уверенность в фондовый рынок. Рост рынка на 11-13% – это очень оптимистичный сценарий, независимо от того, какой кандидат победит.
Не нужно рассчитывать, что Трамп в случае победы даст какие-то политические или внешнеторговые преференции России: он же не единоличный правитель или царь, политическая система в США имеет много центров власти и большинство из них, к сожалению, находятся в конфронтации с Россией. В случае победы Клинтон эта конфронтация может усилиться, в случае победы Трампа – просто останется на текущих уровнях.
Касаемо санкций – надеяться на их отмену все же не стоит. Лучше закладывать в прогноз, что санкции будут всегда и, исходя из этого, перестраивать экономику. Перестраивать российскую экономику, ожидая в среднем 30 долларов за баррель нефти в ближайшие пять лет. Хочется сказать, что макроэкономические тренды, например дешевеющая нефть, окажут на нашу и мировую экономики гораздо большее влияние, чем выборы в США. Думаю, что рубль на этом фоне ждет ослабление, при любом исходе выборов: у нас в следующие 2-3 года будет крупный бюджетный дефицит (2-3 трлн руб. в год), а при таких значениях дефицита бюджета ни одна валюта не может укрепляться. 70 рублей за доллар – это ориентир на следующий год.
В
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ В«ФИНАМВ»: Влияние американских выборов на мировые финансовые рынки и мировую экономику существенно. Достаточно хорошо данную зависимость показали события последних дней. В частности, сегодня наблюдается значительный рост (1,5-2%) на ключевых мировых площадках (фьючерсы на американский S&P 500, японский Nikkei 225, европейский Stoxx 600 и т.п.). Ключевым драйвером роста мировых площадок стала новость о том, что ФБР сняло претензии с кандидата Клинтон на выборах в президенты США. В отличие от Трампа, для бизнеса, в том числе глобального, Клинтон считается более предсказуемым кандидатом. По последним опросам Рейтер, рейтинги Клинтон примерно на 5 п.п. опережают Трампа. При этом из общего положительного фона на рынках выбиваются КНР и Россия – соответствующие индексы стагнируют. В КНР это связано с переоценкой активов из-за фиксированного курса местной валюты (доллар США укрепляется к корзине валют и юань вслед за ним). В России же, несмотря на дорожающую нефть, индексы так же стагнируют. Это связано с опасениями инвесторов касательно усиления геополитических рисков при победе Клинтон.
В целом, я разделяю мнение о том, что при победе Клинтон рынок США будет расти, а при победе Трампа – падать. Впрочем, по оценкам Рейтер, вероятность победы Трампа невелика – около 10%.
Президентские выборы в США влияют на нефтяные цены. Сейчас котировки В«ближнихВ» фьючерсов на нефть ключевых сортов прибавляют в пределах 1,8%. Brent торгуется вблизи 46,12 долларов, а Light – 44,65. С точки зрения статистики по рынку причин для роста котировок нет. Так, на прошлой неделе EIA сообщило о росте запасов сырой нефти на 14,4 млн баррелей и общих запасов на 9 млн баррелей. Добыча увеличилась на 18 тыс. баррелей в сутки. Количество буровых на нефть в США и Канаде по данным Baker Hughes выросло на 12 шт. При этом новости касательно кандидата Клинтон обусловили более чем 1,5% рост индекса доллара. Таким образом, нынешний рост цен на нефть выглядит больше спекулятивным, в рамках повышенного спроса на рисковые активы и на ожиданиях более жесткой политики Клинтон относительно ряда крупнейших нефтедобывающих стран, в том числе России.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Трамп и Клинтон исповедуют различные экономические модели: Клинтон видит центром экономики финансы, Трамп – производство (по крайне мере, он это утверждает). Поэтому в краткосрочной перспективе победа Клинтон будет означать сохранение нынешней экономической стратегии США, а победа Трампа – возвращение к промышленной стратегии, что существенно повлияет на экономическую ситуацию в самих США. Это, в свою очередь, повлияет на глобальную экономику. (При Трампе финансовые спекуляции перестанут быть основной формой экономической деятельности).
Но на нашу экономику это вряд ли так уж серьезно повлияет. Изменения, если они произойдут, будут касаться в первую очередь финансовой сферы, а от системы мировых финансов мы сегодня в значительной степени отключены.
И еще более важное обстоятельство. В долгосрочной перспективе субъективные различия позиций Трампа и Клинтон будут нивелированы – они оба сместятся к центру (так всегда: в США кандидат либерал или революционер, а президент почти всегда консерватор). Поэтому воздействие изменений будет коротким и уже поэтому для нас не очень существенным.
Как показал еще великий кризис, фондовые рынки – это рынки ожиданий, на них происходит именно то, чего ожидает большинство. Поскольку Клинтон кандидат финансовых и биржевых спекулянтов, то естественно, они ожидают от ее победы роста, а от победы Трампа падения.
Трампа и Клинтон поддерживает разный капитал: Трампа реальный сектор, Клинтон финансово-спекулятивный. Но именно финансово-спекулятивный сектор сегодня основной сектор американской экономики.
Думается, что на нефтяные цены повлияет только фактор неопределенности. Существенного влияния не будет. Для Клинтон низкие цены предпочтительней, а для Трампа ситуация неоднозначная: одним его сторонникам (промышленникам) нужна дешевая нефть, другим, нефтепромышленникам, – дорогая.
Доллар поначалу укрепится просто потому, что выборы закончатся, уменьшится неопределенность ситуации. Но далее все, скорее всего, пойдет, как было. Клинтон сознательно ничего не будит менять в денежной политике, а Трамп может попытаться, тем более что он обещал перестать жить в долг, но такое изменения очень опасно и, скорее всего, он не решится, а если решится, то вряд ли успеет что-нибудь сделать.
Евгений Корюхин, ведущий специалист АЛОР БРОКЕР: Ожидание исхода президентской компании в США уже оказали влияние на финансовые рынки. Рынки весьма чутко воспринимают политические процессы, происходящие в США, а если дело касается выборов, то ставки, как правило, возрастают в несколько раз. И данная политическая кампания не осталась без внимания участников рынка. На мой взгляд, исход президентской компании во многом предрешен, и мы увидим на посту президента США первую леди. Рынки уже сегодня позитивно восприняли тот факт, что ФБР сняла обвинения с Клинтон, и это сигнал того, в какую сторону они будут смотреть в ближайшие годы, после того как она возглавит Белый дом. Для России не имеет значение, кто станет президентом США, ибо политика США это политика истеблишмента элиты финансовых и правящих кругов, в чьих руках сосредоточена почти три четверти глобальных экономических ресурсов. И ожидать, что кто-то из них как-то резко изменит свой подход в отношении России, по меньшей мере, наивно. Санкции не снимет ни Клинтон, ни Трамп.
Что касается нефтяных цен, то я ожидаю восстановления котировок нефти до конца года с нынешних 46 до 54 долларов за баррель. И выборы президента США здесь будут ни причем. Для рубля есть риск ужесточения санкций и, как следствие, ограничение экономических отношений с развитыми экономиками. Но в ближайший год-два, я уверен, что все будет стабильно и хорошо без резких скачков курсов и этим можно воспользоваться тем, кто еще не заработал на рублевых инструментах.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...