2017-4-7 13:44 |
Четвертого апреля в провинции Идлиб наблюдатели зафиксировали химическую атаку, которую, предположительно, организовали ВВС Сирии. В ночь на седьмое апреля США ответили на вопиющее нарушение международного права, запустив по сирийской военной базе 59 крылатых ракет. К чему приведет новый виток агрессии в Сирии и какую позицию займет Россия?
Порция В«ТомагавковВ» на ужин
Президент США выбрал идеальный фон для трапезы: принимая у себя китайского лидера Си Цзиньпина, который прибыл в его поместье Мар-а-Лаго во Флориде, Дональд Трамп уже отдал приказ атаковать военный объектВ в Сирии и за ужином получал последние сводки о ходе операции.
Пятьдесят девять крылатых ракет В«ТомагавкВ» были выпущены с двух эсминцев в Средиземном море. Их целью стала авиабаза правительственных войск Сирии В«Аш-ШайратВ» в провинции Хомс. Предположительно, именно с нее 4 апреля осуществлялись авиационные удары по городу Хан-Шейхун в провинции Идлиб. В результате налета наблюдатели зафиксировали применение химического оружия, в частности зарина – отравляющего вещества нервно-паралитического действия. Его запасы в Сирии должны были быть уничтожены по соглашению от 2013 года, в котором Россия сыграла ключевую роль. По данным Сирийского центра мониторинга по правам человека, химическая атака привела к смерти 86 человек, среди которых оказались 30 женщин и 20 детей.
Кадры задыхающихся детей, по его собственному признанию, изменили отношение Трампа к сирийскому конфликту в целом и к президенту Сирии Башару Асаду в частности. Несмотря на предвыборные заявления о том, что он, придя к власти, не будет вмешиваться во внутренние дела других стран и не допустит военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну, Трамп решил, что Асад перешел В«красную линиюВ» и теперь дать ответ на злодеяния арабского диктатора – его личный долг.
Сыграл и психологический фактор: поскольку 45-ый президент США мыслит простыми оппозициями, вроде В«слабый – сильныйВ», где сильного уважают, а слабого – нет, он, обвинявший Барака Обаму в слабости за то, что тот отказывался бить по Асаду, должен быть сильным, стремиться к уважению и бомбить позиции сирийского президента. За ужином с лидером Поднебесной он получил подтверждение. Во-первых, демонстрация силы удалась, а во-вторых, инфраструктура авиабазы и ее авиационный парк уничтожены. Можно было с облегчением вытереть уголки рта салфеткой.
Крушение российских надежд
Полной неожиданностью для спящей в это время Москвы действия американских военных не стали: Пентагон уведомил коллег о предстоящем ударе и постарался исключить потери России в выборе цели. В свою очередь, Москва либо не стала, либо попросту не смогла перехватить В«ТомагавкиВ» зенитно-ракетными комплексами С-300 и С-400.
Ответные залпы давали пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков и МИД России. С большой степенью точности их можно было предсказать: Москва обвинила Вашингтон в В«акте агрессииВ» против суверенной страны и созвала экстренное заседание Совбеза ООН, вышла из соглашения с США об обеспечении безопасности полетов авиации в Сирии и объявила об уроне российско-американским отношениям.
Конечно, не обошлась без объясняющей действия В«партнеров» версии – Вашингтон таким образом отвлекает внимание от провалов в Ираке, где в результате недавних ударов международной коалиции погибли 200 человек. Однако Москва, если не считать заинтересованное мнение Дамаска и Тегерана, осталась почти в одиночестве, даже ближайший союзник – Турция, которая участвует в урегулировании конфликта в Астане, поддержала смелый шаг Трампа.
Считалось, что новый президент США не будет предпринимать резких действий до встречи с Путиным, но эксперты сильно просчитались и переоценили возможный контакт. США в одностороннем порядке ударили по Асаду, не желая больше разбираться в оттенках и полутонах сирийского режима после первой за долгое время химической атаки. Еще недавно российский президент записывал себе в заслуги утилизацию химического оружия в Сирии – многие даже прочили ему за это нобелевскую премию мира.
Но произошедшее в провинции Идлиб подтолкнуло главу Госдепа Рекса Тиллерсона заявить, что Россия этого на самом деле не сделала или даже способствовала сохранению ограниченного потенциала. До запуска В«ТомагавковВ» Москва старалась показать определенную гибкость. Пресс-секретарь Путина подчеркнул в интервью Associated Press, что поддержка РоссииВ у Асада В«не безоговорочнаяВ», химическая атака – В«очень трагичноеВ» событие, но российские властиВ предлагают дождаться итогов международного расследования.
Другими словами, Москва держала дверь для взаимодействия открытой и была готова, немного потянув время, рассмотреть вопрос об отставке Асада. Принципиально было одно – принимать решения на уровне Совбеза ООН и дождаться расследования со стороны той же ООН и Организации по запрещению химического оружия. Но официальная риторика Минобороны России скорее защищала Асада: по версии военного ведомства, сирийская авиация 4 апреля атаковала склад оппозиции (террористической организации В«Фронт ан-НусраВ», запрещена в РФ), в котором производились боеприпасы, начиненные химикатами. Причем снаряды с этого склада якобы далее отправлялись в Ирак, хотя сирийская оппозиция и запрещенное в России В«Исламское государствоВ» находятся по разные стороны баррикад, а фактов применения хлора или зарина оппозицией против армии Асада за последние несколько лет не установлено.
Аргументы российской стороны использовались в качестве ответа на резолюции в Совбезе ООН. И, пока его постоянные члены силились прийти к единому мнению, которого в отношении Асада у России и Запада никогда не было, Трамп в одностороннем порядке пошел в обход Совета. Для Москвы это чрезвычайно болезненно, поскольку она долгое время старается сделать площадку ООН ключевым органом для решения международных проблем, но чаще накладывает на них вето. К тому же, постоянно отстаиваяВ Асада, это однозначно невозможно: нельзя, оправдывая убийцу в суде, думать, что к суду будет доверительное отношение, а убийцу не приговорят к смерти самосудом.
Таким образом, полноформатное сотрудничество России и США – пресловутая антитеррористическая коалиция – после химической атаки стало едва представимым, а ракетные удары США по сирийской армии такую возможность, по сути, похоронили. Трамп показал, как он планирует заниматься решением многолетнегоВ конфликта – с ракетами наготове, без санкций Совбеза ООН и с одобренияВ мирового сообщества. Москве остается ностальгически вспоминать Барака Обаму, который не на словах, а на деле исключал военное вмешательствоВ и вел изнуряющие переговоры с Россией. Действительно, Обама был В«слабыйВ», а Трамп заставит себя уважать.
Асад – коварный или глупый?
Пока Россия публично разочаровывается в США и собственной рукой перечеркивает планы сотрудничества с Вашингтоном в Сирии, в тени остается Башар Асад – отдельный и влиятельный игрок, который и сталкивает лбами Москву и Вашингтон. Он неоднократно доказывал, что если его и считают хвостом в данной ситуации, то таким, который виляет собакой. Несмотря на попытки установить перемирие и усилия России и Турции, которые проводят переговоры сирийского режима и оппозиции в Астане, Асад не прекращал военные операции против своих врагов, приравнивая оппозицию к террористам.
Он никогда не был заинтересован в переходном правительстве, о котором говорили участники дипломатических встреч, и до сих пор не собирается делить единоличную власть с оппозиционерами. Не нужна Асаду и В«большая сделкаВ» России и США, которая положит конец его паразитированию на спине Москвы. Он всячески стремится показать несостоятельность мирного процесса и вместе с Ираном и террористической группировкой В«ХезболлаВ» добиться полной военной победы, которая, с учетом расстановки сил, не представляется возможной.
Поэтому Россия снова оказывается в заложниках у Асада. Нельзя исключать, что именно он и взорвал химическую бомбу с зарином, чтобы сорвать перемирие, отменить мирные переговоры и спровоцировать военную эскалацию для достижения личныхВ целей. При этом в очередном преступлении против человечности он сделал российские власти своими подельниками.
Но Россия будет гнуть прежнюю линию: выступать на стороне сирийского диктатора, настраивая против себя Запад, и с трибуны ООН заявлять об В«акте агрессииВ». Собственно, в этом и состоит позиция президент Путина. Однако позиция эта совершенно непродуктивная и не отвечает национальным интересам России, международный имидж которой от связи с Сирией только ухудшается.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...