2017-8-1 15:15 |
В Совете Федерации призвали Центробанк России вывести 109 млрд долларов резервов, которые были вложены в долговые обязательства США. На новом витке санкционной войны сенатор Игорь Морозов призвал перевести эти средства в ценные бумаги Европы и Китая, а отдельные эксперты заявили о возросших рисках заморозки активов со стороны США. Должен ли Центробанк рассматривать такой сценарий, учитывая, что Россия поставлена в один ряд с Ираном и Северной Кореей? Почему Россия предпочитает хранить резервные средства в американском долге? Является ли вопрос о вложениях в госдолг США примером ложной повестки, отвлекающей внимание от реальных экономических проблем?
В
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента В«АльпариВ»: Полагаем, что заморозка нереальна, так как в этом случае США как заемщик нанесут ущерб только себе. Однако в современном непредсказуемом мире центробанки разных стран должны рассматривать любые риски и давать им соответствующую оценку. Полагаем, что наш ЦБ не исключение. Если такой риск, который сегодня можно оценить как практически несущественный все-таки сработает, то для России это станет поводом держать резервы в других валютах и заявить о дефолте США. Но, по нашему мнению, реально сработает риск только тогда, когда президентом США вместо Трампа американский народ выберет какого-либо антироссийски настроенного параноика. Такая вероятность крайне мала, но, учитывая количество таких параноиков в Конгрессе США, нельзя полностью ее отвергать. Ведь и за этих неадекватных людей кто-то голосовал.
Россия не предпочитает хранить резервы в американском долге, гособлигации США используются, скорее, как инструмент диверсификации наших вложений. Ведь мы храним резервы еще и в золоте, и в евро. Вложения в облигации США сравнимы со сбережениями в долларах, которые многие еще рассматривают как самую надежную альтернативу, например, рублевому депозиту. Политика российского ЦБ мало чем отличается от политики других стран БРИКС в этом отношении, потому что во главу угла ЦБ как независимый институт ставит не политику, а надежность вложений, за исключением того, что Россия не стремится стать крупнейшим кредитором США, как Китай. Резервы из американского госдолга вывести можно в любой момент, это ликвидные бумаги. Однако вопрос – чем заменить. Неплохим способом диверсификации является золото, хотя и золото не является вечно растущим активом (оно растет, когда ослаблен доллар и падает, когда доллар укрепляется). Ценные бумаги стран ЕС достаточно опасны с учетом раздутого госдолга и довольно частых заявлений о возможных дефолтах (пример Греции может очень многому научить). А вложения в гособлигации Китая возможны, тем более что юань уже признан МВФ в качестве мировой резервной валюты. Но в Китае многое зависит от темпов экономического роста. Если темпы роста экономики КНР все-таки замедлятся, соответственно, возрастут риски вложений в китайские активы. Зачем России выходить из надежного долларового актива, чтобы перевложиться в менее надежный актив? Тем более что в США уже рассматривается вопрос о введении экономических санкций против Китая.
В краткосрочном аспекте вопрос о продаже Россией гособлигаций США сильно политизирован и является предметом политических спекуляций. Для одних депутатов и чиновников это повод для личного пиара, для других – способ отвлечь народ от реальных проблем, разжигая антиамериканские настроения. Однако в долгосрочном и, возможно, даже в среднесрочном аспекте эта проблема потребует решения. Экономика США в настоящее время стагнирует, открытым остается вопрос, какое экономическое В«наследствоВ» Трамп оставит после своего ухода и, если он действительно натворит дел в экономике США, что ослабит доллар, и следует задуматься об альтернативе вложений в гособлигации США. Нельзя сбрасывать со счетов, что США является одной из самых закредитованных стран мира, чей долг в разы превышает размер ВВП. Поэтому в будущем вопрос о поиске более надежного инструмента для вложений, чем гособлигации США, придется решать обязательно.
В
Евгений Корюхин, аналитик В«Алор БрокерВ»: Начну с последнего вопроса. Вопрос о вложениях в госдолг США, всегда волновал и будет волновать наш парламент, так как он представляет российский электорат, который должен знать, что государственные избранники заботятся о состоянии золотовалютных резервов России. Однако повлиять на политику ЦБ в этом вопросе крайне сложно, а скорее всего практически не возможно. Так как по ст.75 Конституции РФ, Центральный Банк Российской Федерации является самостоятельным субъектом права, который независим в своих действиях от других органов государственной власти.
Политика Центрального Банка в отношении золотовалютных резервов базируется в первую очередь на сложившихся финансово-правовых отношениях в отношении распределения ЗВР, основывающихся на методологических рекомендациях. Сегодняшняя составляющая позиции ЗВР отражает сбалансированность и последовательность размещения резервов ЦБ, отражающих как текущую рыночную конъюнктуру, так и потребности российской банковской системы в валюте. Ожидать изменение данной политики, основываясь на выступлениях различных политических деятелей и партий, в ближайшей перспективе не следует.
На мой взгляд, текущие санкции ни как не затронут российский долг, размещенный в ценных бумагах США.
В
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: На долю США приходится всего 4% российского экспорта, поэтому в плане торговли товарами как-то ответить на антироссийские санкции не получится. США этого просто не заметят, а вот продажа американских государственных облигаций на 109 млрд долларов, действительно, была бы вполне ощутима. Это достаточно заметная сумма даже для такой сильной экономики, как американская. Тем не менее, я не ожидаю, что такая продажа произойдет, так как, вероятно, будут против такие влиятельные международные институты, как МВФ, Всемирный банк и прочие.
ЦБ РФ покупает американские облигации в рамках ныне действующей Ямайской валютной системы. Каждое государство обязано иметь валютные резервы для участия в мировой торговле и привлечения международных инвестиций. Это абсолютно необходимо. Другой вопрос, что размер валютных резервов может быть различным. Например, у Австралии они составляют всего 66 млрд долларов. При этом ВВП Австралии и ее участие в мировой торговле сопоставимы с российскими. Конечно, сейчас Россия не может сократить резервы, так как к ним привязан размер внешнего корпоративного, банковского и государственного долга. Сначала нужно как-то его заместить рублевыми заимствованиями. Касаясь, замены американских гособлигаций какими-нибудь облигациями других стран, я полагаю, что это невозможно, так как структура валютных резервов должна соответствовать требованиям МВФ.
По моему мнению, обсуждение проблемы качества валютных резервов достаточно полезно, но в реальности ничего тут сделать нельзя, пока не решен вопрос доступа российской экономики к дешевому рублевому кредитованию и инвестициям.
В
Азрет Гулиев, заместитель начальника аналитического отдела ИФК В«СолидВ»: Даже с учетом усиления санкций, заморозка российских вложений в госдолг США очень маловероятна. Хранение государственных резервов в надежных инструментах – общемировая практика. А американские гособлигации один из самых ликвидных и надежных инструментов. Их объем в резервах сейчас составляет 109 млрд долл., что составляет около 27%. Конечно, Россия могла бы пойти по пути замещения американских облигаций чем-то еще, но выбор невелик: облигации стран с сопоставимым риском, например Германия, Япония; золото.
Теперь про слабость каждого из вариантов: надежные заемщики в еврозоне (Германия, Англия и т.д.) такие же сторонники санкций против России, как и США, то есть принципиально указанные риски таким образом не снизить. При этом доходность 10 летних облигаций США 2,2%, Германии 0,5%, Японии 0,08%. Китайский юань нельзя назвать полностью свободно конвертируемой валютой, а это дополнительные риски и вряд ли в таких условиях стоит держать значительную часть госрезервов в юанях.
Золото уже составляет около 17% резервов ЦБ и дальнейшее значительное наращивание нецелесообразно. К тому же золото не дает гарантированной доходности и, как показывает практика, цена на В«желтый металлВ» может значительно снижаться.
Вопрос о вложениях в госдолг США периодически всплывает в повестке, но в основном это В«сотрясание воздухаВ», так как реальных альтернатив В«трежерисВ» немного и обычно они уже используются. Конечно, можно говорить, что можно было бы инвестировать эти деньги в российскую экономику, но это увеличение денежно массы, которое вызовет инфляционное давление. А инфляционное таргетирование – одна из основных задач ЦБ.
В
Роман Паршин, генеральный директор ИК В«ФОРУМВ»: Полагаю, что в связи с новым витком санкций противостояние России и США будет, к сожалению, нарастать, что приведет к очередному ускорению бегства капитала из России. В то же время, вряд ли можно ожидать, что Россия будет выводить резервные средства из долговых бумаг ФРС США: они являются слишком удобными, ликвидными, надежными, чтобы взять и продать их и выйти в деньги, либо обменять на гособлигации европейских стран или Китая. США остаются самой большой и мощной экономикой на планете, и их долговые обязательства являются, по сути, очень удобным инструментом для резервирования, для залога, и, если РФ хранит их на сумму всего 109 млрд долларов, то Китай, например, аккумулировал около 1 трлн долларов этих ценных бумаг, а Япония – тоже на сопоставимую сумму, поэтому, если мы продадим наш объем, это никоим образом не скажется на стоимости облигаций ФРС или на их ликвидности или на их популярности на мировой арене. Таким образом, их продажа была бы бессмысленным шагом с точки зрения даже санкционной войны, а уж тем более — с точки зрения развития собственной экономики. Обсуждение этого вопроса на уровне законодателей — это попытка политического пиара, не более того. Можно предположить, что перед выборами обсуждаются любые способы пополнения бюджетов и получения В«живыхВ» денег, но думаю, что для этих целей скорее будет применена простая эмиссия рублей.
В
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: В принципе, заморозка активов, размещенных в долговых обязательствах США, опаснее всего для самих США, так как подобные действия подрывают доверие со стороны инвесторов. Это может привести к сокращению притока финансовых средств и увеличению объема долларов в руках иностранцев, что вредно для экономики. Но в случае с Россией такое замораживание все-таки возможно. Во-первых, в силу антироссийской истерии, которая уже не раз заставляла Запад действовать вопреки собственным интересам, только бы ущемить Россию. Судя по голосованию в Конгрессе США, восприятие России как главного врага снова стало основой американской политики. Во-вторых, американцы надеются, что потенциальные инвесторы из В«хорошихВ» стран (Китай, Индия) не очень испугаются. Ведь санкции касаются только В«плохихВ» – России, Северной Кореи и Ирана. Американцы всегда верили, что все думают так же, как они.
Поэтому хотя вероятность заморозки активов не 100%, но и не нулевая. Опасность есть.
Храня деньги в США, мы отправляем наши деньги работать на США. Любое вложение непосредственно в экономику доходнее, чем проценты с облигаций. Думается, что при принятии решения сработало три фактора: искреннее преклонение перед США, стремление понравиться в США и искреннее неверие в то, что деньги можно вкладывать эффективно внутри страны. И, действительно, в либеральной логике госвложения в экономику не могут осуществляться напрямую, а должны использоваться бизнесом. При такой логике вложение превращается просто в освоение денег, а это для экономики менее выгодно, чем вложения в облигации. Облигации дают хоть какой-то доход стране, а освоение денег дает доход только тем, кто осваивает. Поэтому не глупость, а экономическая модель загоняет наши деньги в американскую экономику вместо своей собственной.
Вопрос вложения в американский госдолг – серьезный. Потеря этих денег будет ударом для российской экономики. Но вопрос об этих деньгах лишь часть большего вопроса об экономической стратегии. И решать нужно его. А решение одного лишь вопроса облигаций бесполезно, и в этом смысле этот вопрос сегодня – В«ложная повесткаВ».
В
Богдан Зварич, аналитик ИХ В«ФИНАМВ»: На мой взгляд, заморозка российских вложений в американские облигации маловероятна. Это создаст прецедент, который может оттолкнуть инвесторов от этого инструмента. На текущий момент он является самым надежным, что и обуславливает интерес к нему со стороны правительств всего мира. В случае заморозки, инвесторы и страны, имеющие вложения в американские казначейские облигации, пересмотрят риски таких вложений в сторону увеличения, что заставит их сократить объемы облигаций в портфеле, а значит негативно повлияет на их стоимость и приведет к увеличению доходности, что в дальнейшем негативно отразится на стоимости обслуживания американского долга.
Однако, учитывая риски подобного шага, возможно стоит частично диверсифицировать вложения в сторону облигаций других стран, например, ведущих экономик Европы.
Что же касается вложения данных средств в российскую экономику, то здесь есть повышенные риски. Данные средства отложены на В«черный деньВ», когда экономике понадобится помощь. Если же они будут вложены в различные активы внутри страны, будет сложно их вернуть — проекты могут не окупиться, либо время их окупаемости будет более продолжительным, чем момент, когда они понадобятся. Плюс к этому, такое существенное вливание средств в экономику приведет к сильному росту инфляции, что также является негативным фактором для экономики и повлечет за собой печальные последствия.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...