2021-5-17 20:04 |
"Страшная беда" и "варварское преступление". Вся страна разделяет горе Казани.
Вся страна в эти дни вместе с Казанью. Скорбит по жертвам и восхищается учителями-героями.
От дома до школы – две минуты. Мимо цветущей яблони, вдоль школьного двора... Так было и тем солнечным утром. Грохот первого взрыва Малику застал в классе, а ее маму – у окна. Она видела, как дети бегут от школы.
Раннее утро 11 мая. Ильназ Галявиев шел к школе, не скрываясь. В руках – ружье, за спиной – рюкзак, набитый патронами, сумка с самодельными бомбами. Никто из тех, кто его видел, не позвонил в полицию. Никто не подумал, куда он идет. Камера наблюдения записала: стрелять он начал еще на крыльце школы.
Их отец утром 11 мая пришел в школу разнорабочим, бывшим учителем математики, а оказался героем. Мулланур Мустафин видел, что незнакомец с ружьем, что он неадекватен, но преградил путь, первым принял пули преступника. Секундной заминки в дверях, когда он вызвал огонь на себя, хватило, чтобы женщина-вахтер успела нажать "тревожную кнопку".
"У меня только одно в голове было: как детей спасать? Как предупредить всех? Я нажала кнопку и начала кричать, что убивают", – вспоминает Тазкира Ахмадуллина, вахтер школы №175.
Этих криков, стрельбы могли не услышать в дальних кабинетах. Директор школы еще не понимала, что происходит, но объявила тревогу.
"Мы сидели, писали диктант, как вдруг начал кричать директор по громкой связи и дал сигнал, чтобы мы закрыли двери и окна. Наш учитель мгновенно подействовал, закрыл двери и окна, мы остались в тишине сидеть, чтобы нас никто не услышал. Были выстрелы и мы были очень рядом, в соседнем кабинете, как в итоге оказалось. Мы еще больше начали паниковать, но нас учитель успокаивал, давал воды. Некоторым было очень плохо, ревели", – рассказывает один из учеников.
- Как вы решили объявить тревогу по громкой связи?
- При раздавшихся первых двух выстрелах мною была дана команда закрыть кабинеты, забаррикадироваться, не открывать никому двери и разместить детей как можно ниже на полу, – сказала директор школы Амина Валеева.
Вот эти кадры. Дети сгрудились в дальнем конца класса. А учительница стоит сбоку от двери. Вне зоны поражения, но готова броситься на преступника, если он ворвется в класс. Именно так и вышло в соседнем кабинете, где был Ахмад.
Не щадили себя, давая детям драгоценные секунды на спасение. Учитель математики руками держала дверь кабинета изнутри, пока дети прыгали в окно. Учитель английского Эльвира Игнатьева закрыла собой мальчика, когда в него выстрелил убийца. Она погибла.
Спецназ уже готовился к штурму. Часть бойцов еще выводила детей, когда Ильназ Галявиев неожиданно вышел с поднятыми руками и сдался. 8 минут.
"После того как злоумышленника задержали, мы выводили детей, оказывали помощь пострадавшим и передавали их медицинским работникам. Тем временем наши коллеги из ОМОНа осуществляли поиск опасных предметов", – сказал один из бойцов СОБРа.
Первую помощь врачи оказывали прямо здесь, на газонах у школы. Три десятка машин скорой развозили пострадавших по больницам – экстренные операции. И в тот же вечер в Казань вылетел медицинский спецсамолет МЧС России. Тяжелораненых забрали в московские клиники.
С первого же дня до глубокой ночи люди начали приносить к школе цветы, свечи, мягкие детские игрушки. Постепенно траурными букетами заполнились парты, из которых сделали импровизированный мемориал, и площадка вокруг.
Скорбь Казани разделила вся Россия. Владивосток, Екатеринбург, Самара, Москва, Севастополь, Беслан – по всей стране люди зажигали свечи, возлагали цветы, в соцсетях писали и пишут слова поддержки.
"Мы чувствуем, что вся Россия с нами", – говорит Амина Валеева.
В первую же ночь следователи провели обыск в квартире Ильнара Галявиева. Сотни охотничьих патронов, компоненты для самодельной бомбы. Попытка устроить взрыв, уходя из дома: повезло, огонь не разгорелся. Выяснилось, что юноша практически вынудил родителей и брата съехать, жил один, обращался к врачам.
"Еще в прошлом году в одном из медицинских учреждений республики нашему подозреваемому был поставлен диагноз. Он свидетельствует о заболевании головного мозга. Уже установлено, что наш подозреваемый в последнее время вел себя очень агрессивно по отношению к родным", – заявила Светлана Петренко, руководитель Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ.
Агрессивен, неадекватен – это было понятно сразу после задержания. Когда эти кадры первого допроса увидела Наталья Андреева, мать Даниила Андреева, она была потрясена сходством. "Я увидела своего ребенка. Только мой ребенок, конечно, не лежал, он стоял передо мной. Он говорил те же самые вещи. Что он бог", – вздыхает женщина.
Год назад ее сын покончил собой. Он учился с Галявиевым в одном колледже (ТИСБИ), тоже был программистом, тоже потерял интерес к учебе и был отчислен. Следователи проверяют возможную связь.
"Они не общались и не были знакомы, потому что они поступили в разные года и программа предполагает совершенно разное изучение предметов. И пока они находятся на разных курсах, у них нет общих тем, никак они не связаны", – уверяет директор колледжа Вероника Шамсутдинова.
Ректор Университета управления "ТИСБИ" Нэлла Прусс считает, что в обоих случаях виной – компьютеры и соцсети.
- Вы можете однозначно сказать, что в вашем учебном заведении нет деструктивных ячеек?
- Это исключено полностью. Дело в том, что наши студенты с утра до вечера заняты. У нас настолько много внеучебных структур, у нас и кружки и художественная самодеятельность. Причем колледж занимает первые места.
- Вы будете проверять коллектив?
- Проверять абсолютно мне не нужно, я каждого знаю очень хорошо, очень много лет.
Бокс для подсудимого тщательно проверяют, прежде чем ввести Ильназа Галявиева. Он проигнорировал вопросы журналистов, односложно ответил на вопросы судьи. Равнодушно признал вину.
Ильназ Галявиев арестован судом на два месяца. Он находится в СИЗО под круглосуточным видеонаблюдением, чтобы исключить суицид. По его статье наказанием может являться пожизненное заключение.
В школе до сих пор – оцепление. Но сюда приходят учителя и родители. Им отдают детские вещи. Все это время вещи оставались в классах, чтобы с ними могли работать следователи. Дети вернутся сюда только 1 сентября, когда от следов трагедии не останется следа. С понедельника учеников ждут в соседних гимназиях и на онлайн-уроках.
Можно подумать, что это игра, когда на листке, на лбу пишут слово и человек его угадывает. Это пластырь, под ним – рана. Раиль был в том самом восьмом "А". Милена – в третьем. Вот она, испуганная, лежит на траве, ей оказывают первую помощь. А сегодня у нее уже есть мечта, вытеснившая боль. "Я хочу скорее выздороветь, чтобы поехать на море с мамой", – говорит девочка.
С ними со всеми работают психологи. Но эти раны останутся еще надолго. Их нужно пережить – каждому отдельно и обществу в целом.
Подробнее читайте на vesti.ru ...