2018-10-23 22:40 |
Погибший в Стамбуле журналист Джамаль Хашогджи не стал новым Скрипалем. И не только потому, что один погиб, а другой жив. Ни США, ни Британия, ни ЕС не спешат вводить санкции против королевского двора Эр-Рияда, или высылать саудовских дипломатов из своих столиц.
Чем вызвано такое разительное различие с недавним антироссийским накатом? И почему за весь мир приходится отдуваться одному Эрдогану?
Убийство в Стамбуле саудовского журналиста Джамаля Хашогджи а произошедшее с ним уже со всей определенностью можно считать убийством, вызывает в мире реакцию, которую иначе как сдержанной не назовешь. Имеется в виду не возмущение по поводу гибели журналиста, вероятнее всего, убитого на территории саудовского консульства возмущение бурное и ожидаемое. Речь идет о том, что Саудовская Аравия чьи власти турецкая и иная пресса прямо именует причастными к гибели Хашогджи, отнюдь не подвергается остракизму на мировом уровне.
Жесткими заявлениями сыпет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: он прямо заявляет, что к убийству Хашогджи непосредственно причастны силовики и разведчики на службе саудовского короля Салмана. Но остальной мир не спешит разделить уверенность Эрдогана.
Да, Дональд Трамп заявил, что не удовлетворен объяснениями Эр-Рияда по поводу гибели Хашукджи. Появлялись новости о том, что к расследованию убийства журналиста привлекли директора ЦРУ Джину Хэспел. Но ничего похожего на скоординированную высылку дипломатов, подобную той, что инициировала Британия после «дела Скрипаля» и которую подхватили и в Евросоюзе, и в США мы не видим. Хотя именно дипломаты оказались под подозрением в причастности к гибели Хашогджи в саудовском консульстве в Стамбуле.
Также не наблюдается и инициатив по введению санкций, хотя дело Хашогджи не выглядит таким шитым белыми нитками, как дело Скрипаля.
Можно говорить лишь о негативной реакции отдельных фирм (включая крупные) и граждан, включая видных отставников. Да и то, заметен не столько антисаудовский, сколько антироссийский подтекст. Так, к примеру, экс-глава британского МИД Борис Джонсон опубликовал в газете The Daily Telegraph статью. Но впрочем, Джонсон не столько порицал саудитов, сколько упражнялся в антироссийских выпадах история с Хашогджи понадобилась ему для проведения параллелей с отравлением в Солсбери.
«Он, в частности, настойчиво проводит мысль саму по себе справедливую о необходимости того, чтобы Саудовская Аравия и Турция представили публике максимум конкретной информации о том, что именно привело к кончине журналиста. Призывы к диалогу и предъявлению доказательств любопытно слышать из уст Джонсона», заметили по этому поводу в посольстве России в Лондоне. «Ведь именно он, будучи министром иностранных дел, был одним из инициаторов жесткой антироссийской линии Великобритании после событий в Солсбери, предусматривавшей отказ от предъявления каких-либо доказательств, от любого официального взаимодействия», цитировал ТАСС сообщение пресс-службы посольства.
Германская Deutsche Welle, в свою очередь, прокомментировала отказ главы Siemens Джо Кезера участвовать в саудовском «Давосе в пустыне» сравнив это ни с чем иным, как с приездом того же Кезера в Россию в 2014 году. Главу Siemens убийство Хашогджи убедило более чем так называемая «аннексия» Крыма, делает вывод DW.
Итак, даже те, кого возмутило жестокое убийство журналиста, бросающее тень на королевский двор Эр-Рияда, выразили это возмущение весьма своеобразно.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, тема убийства саудовского журналиста очень сложна для стран Запада.
«Например, в Штатах даже самые махровые лоббисты вроде Линдси Грэма выступают с неоднозначными заявлениями. В Британии лейбористы воспользуются ситуацией для того, чтобы продавить по каким-то вопросам своих оппонентов-консерваторов», продолжил эксперт.
«При этом ждать введения санкций против Эр-Рияда не стоит, и на то есть финансово-экономические причины. Саудиты являются крупнейшим потребителем американского вооружения
в валовом выражении. Кроме того, США не смогут развернуть полноценную антииранскую кампанию без поддержки Аравии, а Израиль саудовскую ношу не потянет», считает политолог.
Абзалов также объяснил интерес Эрдогана в этом вопросе. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, президент Турции предложил судить причастных к убийству Хашогджи в Стамбуле.
«Заявление турецкого лидера показывает, что у команды, которая приехала из Саудовской Аравии, была задача ликвидировать журналиста. Или в крайнем случае оказать силовое давление. Вторым важным аспектом является то, что останки были обнаружены в колодце, что само по себе уникально и указывает на сокрытие следов. Эр-Рияд сейчас будет пытаться смягчить ситуацию, будут выставлены эти 1518 людей и, скорее всего, их обвинят в превышении допустимых рамок», предположил Абзалов.
«Турция, которая наряду с Ираном является основным оппонентом Саудовской Аравии в регионе, будет пытаться эту тему активно развивать,
так как она ей выгодна», считает Абзалов.
«Эрдогана долгое время считали если не последним диктатором Европы, как Лукашенко, то предпоследним. С этой точки зрения правозащитная тематика для него очень выигрышная, она с самого начала показывает, что есть более радикальные игроки, которые не гнушаются очень жесткими средствами», пояснил Абзалов.
«Он несколько раз подчеркнул, что Хашукджи пришел в консульство за разрешением на свадьбу с гражданкой Турции, и это показывает, что Эрдоган сейчас будет пытаться занять позицию жертвы, что, собственно, и происходит», резюмировал Абзалов.
«Саудовская Аравия, в отличие от России, действительно ближайший союзник США, плюс это финансово очень важная страна для всего Запада, сказал газете ВЗГЛЯД профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ Николай Добронравин. Поэтому вне зависимости от того, что было в Стамбуле, сюжеты, связанные с Саудовской Аравией будут смягчать максимально. Тем не менее, не стоит преувеличивать и говорить, что никакой реакции официальных лиц Европы и США не было и не будет».
Добронравин считает, что ответ Запада на смерть Хашогджи еще впереди и он зависит от того, как будет складываться ситуация в Соединенных Штатах. А там единства по вопросу о том, как отвечать Саудовской Аравии на смерть журналиста, работавшего в далеко не последнем американском СМИ, пока нет.
«В США нет единого центра внешней политики. Там есть президентская администрация, есть конгресс как минимум, не говоря уж о других центрах влияния и принятия решений. Если мы говорим о первых двух, очевидно, президентской администрации конфликт с Саудовской Аравией крайне невыгоден и его будут смягчать всеми силами, считает Добронравин. Для Демократической партии, напротив, эта ситуация крайне выгодна и демократы будут обострять ее всеми возможной силами. И в такой ситуации ожидать консолидированного решения по крайней мере до промежуточных выборов в конгресс, которые состоятся 6 ноября, на мой взгляд не стоит». Другие страны Запада могут действовать по-разному но в целом они будут ждать той реакции, которая возобладает в США. Однако Добронравин уверен, что в любом случае отказ от союза с Саудовской Аравией для Соединенных Штатов крайне маловероятен. Ведь с этой страной Америка слишком тесно связана и экономически, и политически.
Теги:
Турция, резонансное убийство, Саудовская Аравия, Борис Джонсон, убийства журналистов
.Подробнее читайте на vz.ru ...