2017-2-1 14:40 |
Война в Донбассе возобновилась с новой силой: бойцы самопровозглашенной ДНР и украинские военные ведут бои вокруг населенного пункта Авдеевка в пригороде Донецка. Как это связано с возможной «сделкой» США и России и чего добивается президент Украины Порошенко?
В«Серая зонаВ»
Почти два года на востоке Украины поддерживался режим прекращения огня. Безусловно, воюющие стороны – Киев и представители самопровозглашенных республик Донецка и Луганска – периодически нарушали его артобстрелами и стычками, но до интенсивных боевых столкновений дело, как правило, не доходило. Однако, по версии украинских властей, 29 января боевики Донецкой народной республики приступили к массированному обстрелу промышленной зоны города Авдеевка. После чего попытались взять ее штурмом, разбившись на две группы по 25-30 человек. Вооруженным силам Украины пришлось контратаковать, останавливая наступление на населенный пункт. В итоге произошла резкая эскалация конфликта, которая грозит жителям шахтерского городка гуманитарной катастрофой и усугублением кризиса на Донбассе.
Поскольку Киев – сторона заинтересованная, надежным источником информации официальные ведомства и лица априори быть не могут. На вопрос, почему вдруг случилось обострение, гораздо объективнее отвечают материалы мониторинговой миссии ОБСЕ. Еще 22 января сотрудники организации зафиксировали, что украинская армия грубо нарушила существующую линию разграничения: ВСУ доблестно подняли украинский флаг буквально в 200 метрах от Донецкой фильтровальной станции (ДФС). По договоренностям от 2015 года, ДФС признавалась особым объектом жизнеобеспечения (как Авдеевки, так и Донецка), в радиусе 1,5 км от которого военные отряды и техника находиться не должны. Раз в месяц под совместным наблюдением Киева и непризнанных республик на станцию для очистки воды цистернами доставляли жидкий хлор, который на поле боя становится химическим оружием. За безопасность процедуры отвечали по обе стороны фронта.
Таким образом, из практических соображений промзона Авдеевки была выведена в так называемую В«серую зонуВ» противостояния – никем не контролирующуюся и не распределенную по Минским соглашениям территорию в прифронтовой полосе. Но стратегического значения это ее отнюдь не лишило: если занять промзону, то под контролем оказывается важная развязка трассы Донецк – Горловка, через которую, как считают в Киеве, сепаратисты осуществляют переброску военной техники. На этом участке с весны 2016 года ведется постоянная пехотная война: лежа на животе, солдаты приближаются друг другу на расстояние до ста метров и перестреливаются. Но миссия ОБСЕ занесла в протокол не только внезапное появление украинских военных в В«ничейнойВ» промзоне (произошло это за неделю до открытых боев!), ВСУ также перебросили к Авдеевке танки Т-64 и 122-миллиметровые гаубицы. Очевидно, Киев намерился повоевать, как в феврале 2015 года, и нашел для этого идеальное место, где можно обострить ситуацию и вызвать реакцию мирового сообщества.
Заложниками политики оказались, по разным подсчетам, от 12 до 18 тыс. жителей Авдеевки, которые остались без воды, света и почти без тепла. Под угрозой находится работа градообразующего предприятия – Авдеевского коксохимического завода (АКЧЗ). В результате Киев вынужден готовить массовую эвакуацию шахтерского городка, пока сепаратисты осыпают его из В«ГрадовВ», а ВСУ отвечает им из В«УрагановВ». При этом президент Украины Петр Порошенко, мастер эффектных ходов, воспользовался тревожными новостями и демонстративно прервал 30 января официальный визит в Германию, чтобы вернуться в Киев и провести совещания с военачальниками. Он снова призвал мировое сообщество усилить санкции против России, но, как написала газета Suddeutsche Zeitung, в Берлине получили данные о том, что это именно Киев пытается изменить линию фронта – прозрачый намек, который должен отговорить от рискованной политики.
Безразличие Трампа
По версии ополченцев ДНР, украинские военные зашли на территорию непризнанной республики, но наткнулись на минные поля и отступили. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя последние события, показал поразительную осведомленность о состоянии В«на землеВ» и заверил, что 31 января наблюдалась прежняя расстановка сил. Украина же вынесла вопрос о боях вокруг Авдеевки на обсуждение Совета безопасности ООН. Заседание за закрытыми дверями закончилось ожидаемо – призывом немедленно прекратить огонь. Большего украинские власти добиться не смогли, а между тем Донбасс из глобального конфликта – противостояния Запада и России – переходит в локальное, внутреннее измерение: борьба Киева с сепаратизмом. Вряд ли это устраивает Порошенко, который осознает, что если у него не вышло разрешить его при поддержке Обамы, Меркель и Олланда, то в одиночку, а точнее в В«сфере интересовВ» Кремля,В у него ничего не получится и подавно.
Безразличие нового президента США к сугубо региональной проблеме сильно беспокоит Киев. От Дональда Трампа требуют занять В«правильнуюВ» позицию, определиться с тем, что происходит на Украине. Но зачем ему нужно торопиться с этим, не вполне понятно, к тому же американская администрация занята внутренними вопросами: миграционная политика, строительство нефтепроводов, изменение налогообложения, препирательство с прессой – конфликтное президентство отнимает много сил.
Известно, что Порошенко изыскивает предлог для встречи с Трампом и рассчитывает, что она состоится В«когда-нибудьВ» в феврале. Кадры артобстрелов, коллапс в небольшом городе, тысячи жертв – возможность привлечь внимание к конфликту, о котором мировые лидеры, озабоченные собственной повесткой, похоже, позабыли. Бросая Украину на периферии, Запад возвращает стране ее региональный статус. Внутреннюю политику перестает прикрывать дипломатическая ширма, и фокус смещается на рутинную работу властей, их достижения и успехи. Это плохой сценарий для не очень популярного Порошенко, ведь никаких социально-экономических успехов при нем не наблюдается. Более того, Киев перестанет быть игроком в международной политике. Не будь войны, за весь президентский срок Порошенко побывал бы в Берлине и Вашингтоне один-два раза, но сейчас он частый гость по обе стороны Атлантики.
И пока украинский президент носится с размороженным конфликтом как с активом, инициативу берут украинские военные на местах: по данным ДНР, они применяют тактику В«лягушачьих прыжковВ», приближаясь ночью на 200-500 метров к линии соприкосновения. Между тем, начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил В«Голосу УкраиныВ», что у затянувшегося конфликта есть и военное решение. У сепаратистов, в силу численного перевеса украинской армии (32,5 тыс. против примерно 90 тыс.) В и лучшей ее организованности, нет шансов В«дойти до КиеваВ», как они часто грозятся. Украинские военные, по их собственным расчетам, могут дойти до границы России за десять дней, но потеряют 10-12 тыс. солдат. Если Киев решится на такой ход, то возникает два риска: окончательная утрата лица на Западе и вмешательство Москвы, которая постарается сорвать планы по насильственному возвращению оккупированного Донбасса.
Пока же санкционированные Киевом В«лягушачьи прыжкиВ» в В«серые зоны» вполне могутВ привести к другим очагам противостояния, наподобиеВ Авдеевки (сейчас бои также идут в ЯсиноватомВ рядом с Донецким аэропортом и в Коминтерново под Мариуполем). Но если в Москве считают, что военная акция приурочена к первому телефонному разговору Владимира Путина и Дональда Трампа, чтобы не дать имВ договориться о снятии санкций, то в Киеве эскалацию связывают с приездом Порошенко в Берлин, где он должен был убедиться – канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, как и Трампу, не до него.
И, действительно, миру не до срыва мирного процесса в Донбассе. Однако лидерам западных демократий стоит задуматься не столько о нарушении Минских соглашений, сколько о порядке выполнения их пунктов дляВ выхода из военно-политического кризиса. Принятия В«дорожной карты» позволило остановить горячую фазу войны в 2015 году, но, как убеждает нас Авдеевка, нежелание Киева проводить политические выборы и объявить амнитию до получения контроля над украинско-российской границейВ провоцируетВ ее рецидивы. Поскольку Украине сегодня воевать выгоднее, чем стремиться к миру.
Подробнее читайте на kapital-rus.ru ...